глава Вайешев, благословляем тевет

Моменты недели – глава Вайешев, благословляем тевет

«Это было совсем не легко» / Два столпа, два человека / Тора, а не тюрьма! / Сын на кресле отца

1. Как слушали р. Лазара в Иерусалиме

Есть дружеские связи, которые могут возникнуть только в таком поколении, как наше: связь через переписку по мобильному телефону, без единой личной встречи. Так несколько лет назад у меня появился друг по имени рав Ури Блой. Я уже не помню, когда и по какому поводу началось наше общение — прежние СМС между нами давно удалились, — но я был рад получить от него в начале этой недели привет.

Он вырос в литовской, бней-бракской среде, в семье из известного иерусалимского рода раввинов Блой. Постепенно он стал востребованным лектором и ведущим мероприятий, и всё глубже знакомился с путём хасидизма вообще и Хабада в частности. И в этом году его пригласили вести центральное мероприятие для тысяч людей в честь Праздника освобождения, которое состоялось на исходе прошлого Шабата в зале «Биньяней ѓа-Ума» в Иерусалиме, по инициативе организации «Цамаа».

На это мероприятие, которое проводится уже несколько лет, съезжаются евреи всех слоёв общества, со всех концов спектра, с одной целью: услышать слово Всевышнего, прикоснуться к нему, соединиться — и при этом совершенно неважно, кто ты и что ты, на каком духовном уровне находишься. Мудрецы Торы, предприниматели, работники, молодые ребята, люди в возрасте — все хотят прикоснуться к своей «внутренней точке», к своей душе.

В этом году участников было ещё больше, ведь организаторы сообщили, что на мероприятии выступит главный раввин России. На видеозаписи его выступления видно: огромное количество людей, затаив дыхание, с жаждой впитывает его слова — вдохновляющие и захватывающие.

«Когда я впервые встретился с равом Лазаром, я был изумлён. Я столько о нём слышал: о деятельности, о поразительных достижениях, — он один из самых значимых людей в еврейском мире. А при личной встрече – столько скромности, простоты, ты разговариваешь как с другом. Мы беседовали, словно давние друзья, будто мы товарищи ещё со времён ешивы.

Я спросил его: как всё начиналось там, в России? И он сказал мне: это было совсем не легко. Он описал мне цепь тяжёлых испытаний, через которые пришлось пройти в начале. И я понял: ничто не приходит в один день, ничто не даётся просто так. Всё благодаря помощи Свыше, благодаря силе Ребе и желанию еврея, который отдаёт себя делу, жертвует собой ради цели и не отчаивается. И это многому учит в жизни.

Рав Лазар сказал мне, что приехал на наше мероприятие после того, как за несколько часов до этого провёл фарбренген в “Мааяней Исраэль” для сотен хасидов, в который он вложил много сил. Моя встреча с р. Лазаром показала мне, что такое подлинная уверенность и вера, доверие праведникам и стойкость в испытаниях. Короткий разговор с ним дал мне невероятно много для жизни. За многие годы у меня не было столь глубоких и столь добрых прозрений, на которых можно так многое построить», - говорит р. Ури Блой.

2. «Яхин и Боаз»

Наибольший интерес в центральном мероприятии в честь Праздника освобождения, 19 кислева, в Москве вызвали два молодых человека. Два юноши из разных сред, с разным прошлым, но с тяжёлыми испытаниями за плечами. И с верой, трогающей до глубины души.

Два великолепных столпа установил царь Шломо по обе стороны входа в Иерусалимский Храм. Они не несли конструктивной функции — не поддерживали крышу, их значение было лишь архитектурным. Они назывались «Яхин» и «Боаз», и согласно каббале, они символизировали природу и чудо, сопровождающие каждого человека на протяжении всей его жизни. А в Москве Залман-Зелиг и Ѓилель-Элазар были приглашены подняться на большую сцену зала каждый в своё время и при своих обстоятельствах. Но вместе они, как два этих столпа, воплотили природу и чудо.

Тем утром, во вторник на этой неделе, на операционный стол моѓеля, р. Ишаяѓу Шафита, лёг Максим Харкин, недавно переживший 738 дней жестокого плена в секторе Газы. Он был готов войти в завет Авраѓама, праотца нашего. Его голову с глубоким волнением поддерживал Главный раввин России рав Лазар, произнося благословение на введение в завет — в тот возвышенный день, когда здесь, в России, вышел на свободу Алтер Ребе.

Через два часа новообрезанный был уже в Центральной синагоге, закатывал рукав и слово в слово повторял за равом благословение на наложение тфилин. С расстановкой читал «Шма», и еврейская душа сияла на его радостном лице — две заповеди, которые он удостоился исполнить уже в этот день.

А вечером того дня рав Лазар стоял перед почти двумя тысячами человек в огромном зале и пригласил на сцену Максима. Я привёл Максима на сцену, наполнил бокал вином. Рав подпоясался гартлом, взял бокал: «И нарекут имя ему в Израиле…» — рав повернулся, и молодой человек уверенно ответил: «Залман Зелиг». Таких бурных аплодисментов этот зал, постоянно принимающий масштабные события, ещё не слышал. Я передал Залману-Зелигу микрофон, и он взволнованным голосом обратился к залу: «Веру я открыл для себя именно в плену. И если бы не ваши молитвы и молитвы всего еврейского народа — я бы сегодня здесь не стоял».

Его мать, также сидевшая в зале, наблюдала за происходящим со слезами на глазах. Позже объяснила мне, что имя «Залман» — разумеется, в честь Алтер Ребе, а «Зелиг» — в честь её дедушки. И добавила, что отсюда они летят в США: «Я была у Ребе молиться о его освобождении — теперь мы поедем благодарить».

Под конец мероприятия проводился розыгрыш доллара, данного когда-то из святых рук Ребе. Его пожертвовала семья Кляйн через раввина Бейт-Хабада на Арбате, р. Яакова, сына покойного р. Биньямина Кляйна – секретаря Ребе. В этом году это был доллар, который Ребе дал именно в Праздник освобождения ровно сорок лет назад. Каждый год я волнуюсь, когда приношу этот доллар, оформляю его с должным почётом, с любопытством ожидая: кому же в этом году выпадет честь выиграть его.

Рав Яаков Кляйн опустил руку в большой ящик, наполненный тысячами лотерейных билетов участников. «Ѓилель Цадик!» — объявил рав Барух Горин, ведущий лотерею.

И радостные крики вырвались у множества детей — любящих учеников выигравшего. Ведь он – ученик-шалиах в еврейской школе Москвы «Меня зовут Ѓилель-Элазар, — сказал он мне, когда я записывал его имя. — Это полное имя, которое дал мне отец, и он строго следил, чтобы так его и писали». 

Когда Ѓилель-Элазар поднялся на сцену получить этот доллар и р. Лазар приветствовал его, я вспомнил их первую встречу. Это было, когда р. Лазар прилетел в Страну Израиля, чтобы утешить скорбящих в доме семьи Цадик, в иерусалимском районе Баит-Ваган. Пять лет назад они потеряли главу семьи — р. Ариэля, да будет память его благословенна, погибшего вместе с ещё 44 святыми и чистыми душами в страшной трагедии на горе Мерон в ночь святого дня Лаг ба-Омер. Сам Ѓилель-Элазар был там и чудом спасся.

«Вчера я был в Оѓеле Ребе и молился за Ѓилеля-Элазара по его просьбе», — написал мне на следующий день наш общий друг.

3. Уклонист

«Я говорил с общественными деятелями, и они сказали, что только письмо главного раввина России может сдвинуть что-то с места», — так написал мне на прошлой неделе один из моих сыновей. Его товарищ по учёбе прибыл около трёх недель назад в Страну Израиля для продолжения учёбы и был заключён в военную тюрьму за уклонение от службы в армии. Менахем-Авив Ѓерцман учился около двух лет здесь, в ешиве «Махон Ран», вложив много сил в подготовку к раввинской смихе и в изучение шхиты. В этот период он должен был явиться на призывной пункт в Стране Израиля для получения официального освобождения от призыва в качестве ученика ешивы, но пропустил время. И теперь он – уклонист!

Прибыв в Страну Израиля для продолжения учёбы в ешиве, Менахем-Авив был арестован на границе, и несмотря на многочисленные усилия общественных деятелей, его не удалось освободить. В тюрьме раввинам не позволяли приходить к нему, чтобы поддержать и укрепить его. Он лишь хотел продолжать учёбу, как это и возложено на каждого еврея.

Позже мне позвонил внук святого праведника рава Яакова-Меира Шехтера, да хранит его Всевышний, сообщив, что его дед просит помощи Главного раввина России. Я сразу же сообщил ему о срочном письме, которое р. Лазар направил министру обороны Исраэлю Кацу:

«Я уже многие годы знаком с Россией; я приехал в Советский Союз по поручению Любавичского Ребе ещё в период коммунистического правления, до падения железного занавеса. И в ту эпоху, и тем более в нынешней ситуации — я не видел такого, чтобы Россия арестовывала учащегося ешивы!

Сам факт его заключения и сопутствующие этому условия, не позволяющие раввинам посещать его, чтобы поддержать его дух, дошли до членов еврейской общины Москвы — евреев, делающих шаги к сближению с традицией Израиля, евреев, которые, с помощью Всевышнего, в будущем также поднимутся в Страну Израиля. И они спрашивают меня о сути происходящего: как возможно, что в стране, являющейся вершиной чаяний евреев диаспоры, арестовывают учащегося ешивы?

Ученик ешивы арестован на границе, ему не позволили даже добраться до дома. Здесь отсутствует человечность и логика. Даже если по какой-то причине его статус не был урегулирован, следовало назначить ему место и время, куда он должен явиться для оформления необходимых документов, но не арестовывать его как последнего преступника сразу при въезде в страну, не дав возможности навестить семью».

Письмо вызвало широкий резонанс, и вчера утром, после более чем двадцати дней заключения в военной тюрьме, Менахем-Авив Ѓерцман был освобождён и немедленно вернулся к своей святой учёбе.

Фото недели: Кресло раввина

Ещё летом мы с директором еврейской общины Москвы р. Мордехаем Вайсбергом начали планировать центральное ежегодное мероприятие в честь Праздника освобождения, 19 кислева. Мы осмотрели зал и составили масштабную программу, которая, с великой помощью Свыше, полностью оправдала вложенные усилия.

После того как мы получили согласие главного сефардского раввина Израиля р. Давида Йосефа принять наше приглашение и прибыть в Москву в качестве почётного гостя, я вспомнил о кресле рава Овадьи Йосефа, бывшего главным сефардским раввином Израиля сорок лет назад. Кресло находится здесь, в Москве. Как было бы уместно усадить в это кресло сына и преемника великого сефардского раввина!

Вскоре после ухода из мира р. Овадьи Йосефа два бизнесмена приобрели это кресло как инвестицию, с целью последующей продажи. Немало желающих нашлось бы купить кресло, на котором сидел гаон рав Овадья Йосеф, благословенной памяти, во время своих уроков Торы для тысяч людей. Однако оба партнёра передумали и сохранили эту драгоценность у себя.

Их согласие одолжить кресло на несколько часов далось нелегко и не сразу, но, с помощью Всевышнего, они поняли символичность идеи, и кресло было доставлено в Центральную синагогу в среду утром — к молитве шахарит с участием высокого гостя. Подготовив кресло и стол рядом с местом р. Лазара, я положил на стол сефардский сидур, ведь в нашей синагоге имеются сидуры для разных нусахов. Однако р. Давид Йосеф попросил своего сына Овадью, сопровождавшего его и помогавшего ему, принести сидур «Теѓилат Ѓашем» по нусаху Ари — как принято у подавляющего большинства молящихся, чтобы быть со всеми.

В этом маленьком жесте я увидел особую человечность. И чем больше я общался с р. Давидом Йосефом, — а я старался делать это много на протяжении двух дней его пребывания здесь, — тем яснее я открывал для себя человека необычайного уровня: обаяние и благословение его незабвенного отца сопровождают его на каждом шагу, вместе с феноменальной памятью и благородными качествами, с вниманием к каждому, кто просит благословения — от взрослого до маленького ребёнка; он отвечает на любую тему, откликается и принимает каждого, кто к нему обращается.

Своё выступление на центральном мероприятии он начал с подчёркивания важности Дня освобождения, света и жизненной силы еврейства. «Это не праздник лишь одной общины — он принадлежит всему народу Израиля», — произнёс р. Давид Йосеф с большим чувством, отметив величие святого автора «Тании» как в открытой, так и в сокровенной части Торы.

«Сегодня мы видим, как хасидизм приближает всё больше и больше евреев. Ребе основал грандиозное дело — движение шалиахов. Мой отец, гаон рав Овадья, благословенной памяти, рассказывал, что многие обычаи Хабада были приняты евреями — выходцами из восточных общин.

Я прибыл сюда, чтобы выразить свою признательность от имени всех евреев Страны Израиля и диаспоры Главному раввину России р. Лазару, за его самоотверженную деятельность ради всех евреев России и за её пределами. Теперь в России есть ешивы, талмуд-торы, и еврейская жизнь процветает и развивается. И всё это — благодаря одному человеку, который прибыл сюда, когда ещё существовал железный занавес, и в первые годы перенёс нужду и страдания. А сегодня мы видим, как исполнился в нём стих: “Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным”. 

Мы видим, как здесь расцветает еврейство, и я приехал сюда специально, чтобы почтить деятельность рава Лазара. Я благословляю его и всех, кто помогает ему — раввинов, общественных деятелей, поддерживающих Тору, — чтобы они продолжали подниматься всё выше и выше, согласно стремлению Ребе».

Гость, прибывший в Россию после визита в Мексику, почти ни минуты не отдыхал: он посетил многочисленные еврейские учреждения Москвы, ешивы и синагоги, он делился множеством историй, проводил уроки и принимал экзамены у студентов ешивы. Да будет воля Всевышнего продлить его дни на его служении, чтобы он удостоился приумножать Тору и возвеличивать её.

Гут шабес и светлого, радостного праздника Хануки!

Шие



תגובות

פוסטים פופולריים מהבלוג הזה

глава Шмот

פרשת בהעלותך

глава Шмини, благословляем ияр