глава «Вайеце»
ב"ה
Моменты недели — глава «Вайеце»
Кто такая «дула»? / «Ашрей» в казанском лесу / Что могут шестьдесят три еврея / С видом на Эльбрус
1. Вовремя
Когда я дошёл в нашей недельной главе до обещания Всевышнего Яакову: «И будет потомство твоё как прах земной», я вспомнил два удивительных рассказа о Б-жественном Провидении, связанных с родами, которые услышал всего несколько дней назад. Первую историю поведала мне одна из моих сестёр, когда я позвонил поздравить её с обрезанием сына.
«За день до обрезания меня навестила давняя подруга. На дорогие подарки средств у неё нет, но она всё-таки настояла, что должна что-то подарить, и принесла мне упаковку детской смеси определённого типа. Я поблагодарила её, хотя про себя подумала, что этот подарок мне совершенно не нужен.
Вечером в Шабат перед обрезанием к новорожденному всегда приходят дети, читают «Шма», и некоторое количество гостей тоже собирается. Позже, уже после того, как гости разошлись, пришёл моѓель, который должен был совершить обрезание назавтра. Он всегда навещает младенцев накануне обрезания, чтобы проверить, здоровы ли они. Он тщательно осмотрел малыша, и оказалось, что у ребёнка детская желтушка. Ничего страшного, но обрезание при этом противопоказано! Надо отложить. Похоже, завтра брит мы провести не сможем — хотя всем уже сообщили, трапеза готова.
Вдруг моѓель говорит моему мужу: «Если вы достанете определённую смесь детского питания и дадите её маленькому, это очень поможет — тогда брит всё-таки сможет состояться завтра. Но ведь сейчас уже поздний вечер Шабата…» Я достаю упаковку детской смеси, которую получила в подарок всего за несколько часов до этого. То, что надо. Вот это да! И обрезание состоялось на следующий день, как и планировалось».
А за день до этого один друг рассказал мне другую историю:
«Моя невестка работает «дулой». Вы не знаете, что такое «дула»? Это очень востребованная профессия: женщина, которая оказывает психологическую помощь роженицам. Услуги «дулы» стоят дорого, далеко не каждая семья может себе это позволить. Обычно она не делится подробностями из-за конфиденциальности. Но сегодня она рассказала моей жене, что была в роддоме у одной клиентки и у неё оказалось немного свободного времени. Она вышла в коридор отдохнуть и увидела молодого хасида, взволнованно ходящего туда-сюда. Она подошла к нему: «Вам нужна помощь?»
Хасид ответил, что его жена находится в соседней палате для родов. Но роды не продвигаются, хотя врачи делают всё, что могут, ей очень тяжело, и он не знает, чем может помочь жене. Не раздумывая, моя невестка вошла в родильную палату и начала помогать роженице. И вот роды завершилось благополучно — на свет появилась здоровая девочка!
Рассказав это, невестка сказала моей жене: «Мне кажется, что это была дочь такой-то твоей подруги». Моя жена тут же позвонила подруге поздравить с рождением внучки. Та удивилась: «Откуда ты уже знаешь это?» И жена рассказала о том, как в нужный момент там оказалась «дула» и бесплатно помогла роженице.
А подруга ей и говорит: «Да, мой зять учит Тору в колеле. Он и моя дочь живут очень скромно, считают каждую копейку. Перед третьими родами дочь сказала мужу, что ей очень хочется иметь «дулу», а после родов — поехать в дом отдыха. Мы с родителями зятя всё обдумали и пришли к выводу, что бюджет не позволит оплатить и «дулу», и дом отдыха. Пришлось выбирать, и дочь выбрала дом отдыха. Продолжение этой истории я слышу сейчас от тебя: Всевышний послал ей «дулу» в нужное время и совершенно бесплатно!»
2. Скрипач из Житомира
Встреча с главным раввином Казани всегда приносит радость и вдохновение. У него всегда есть доброе слово, мудрая мысль и захватывающие истории. Рав Горелик обладает удивительным даром слова: он переносит тебя в атмосферу времени и места — особенно когда встреча происходит неожиданно, как это было у нас в среду, когда мы оба оказались гостями в другом городе всего на несколько часов.
«Как вам было на съезде?» — спрашиваю я, имея в виду Всемирный съезд шалиахов, который прошёл всего пару недель назад. «К сожалению, мне пришлось вести похороны онлайн», — говорит он. «Как раз в дни съезда скончался скрипач Ѓирш Фрейверт». «Кто это?» — спрашиваю я. И рав Горелик коротко рассказывает:
- Ѓирш родился в Житомире у своего отца, р. Биньямина, в 1931 году. Когда началась война, семья вместе с тысячами беженцев покинула город. После войны они смогли вернуться, но вскоре отец, р. Биньямин, скончался. Ѓиршу было тогда четырнадцать. Он с матерью переехал в Киев, а спустя несколько лет — к нам в Казань.
Ѓирш обладал выдающимся музыкальным талантом, сделал блестящую карьеру и стал одним из ведущих скрипачей Казанской филармонии, преподавал в музыкальной школе. Перипетии жизни полностью оторвали его от еврейских корней. Когда он впервые зашёл в нашу синагогу, ему было около семидесяти, и он не знал ни одной еврейской буквы. Но обладая тонким музыкальным слухом, он быстро схватил мелодии. Так он выучил наизусть части «Псукей де-зимра» и «Шма» с благословениями перед ним и после него.
Две недели назад, в Шабат, пока я был в США на съезде шалиахов, Ѓирш скончался у себя дома, на девяносто четвёртом году жизни. В Казани не всегда удаётся собрать миньян на похороны. Но мы с женой стараемся присутствовать на каждых похоронах, чтобы еврея провожали в последний путь хотя бы молитвы и Теѓилим. Так что я онлайн рассказывал людям, занимавшимся похоронами, как соблюсти все детали еврейского захоронения.
Близких родственников у Ѓирша нет, и единственным евреем, сопровождавшим его, была моя жена. Она рассказала мне потом, что, прочитав псалмы, вдруг почувствовала: правильно будет спеть про себя мелодию «Ашрей» — ту самую, которую Ѓирш пел сотни раз в синагоге. Это был один из немногих святых текстов, которые он твёрдо знал наизусть, и его мягкий голос поднимался до женской галереи как символ молитвы.
И так, в воскресенье 25 мархешвана 5786 года, на старом кладбище в казанском лесу был погребён Ѓирш, старый скрипач из Житомира, сопровождаемый одним посланником и и целым воинством ангелов, рождённых из слов царя Давида в 145-м псалме, которые он так любил напевать. Да будет благословенна память р. Ѓирша бен Биньямин.
3. День, которого мы ждали
Знающие историю Кисловодска рассказывали: когда строилась синагога, в Кисловодске жили всего 63 еврея. И вот они объединились и построили величественный комплекс, включающий синагогу и «дом раввина» на верхнем этаже соседнего здания, соединённый мостиком с синагогой, чтобы раввину было удобнее ходить на молитвы.
Встретились мы в среду, за час до начала церемонии открытия отреставрированной синагоги в центре Кисловодска. Я прилетел туда накануне ради своего друга, раввина города, р. Акивы Худайнатова. Мы знакомы много лет, и я не раз бывал в городе. Сперва реставрация синагоги была лишь мечтой, но потом я наблюдал десятки рабочих, занимавшихся восстановлением синагоги под наблюдением р. Акивы.
На торжественное открытие собрались несколько раввинов и шалиахов из региональных городов. Я спросил раввина Горелика: «Что привело вас сюда? Ведь путь от Казани немалый!» Он ответил:
«С Леви Ханукаевым из Пятигорска я познакомился, когда он приезжал к родственникам в Казань. Он был у нас на трапезе, мы молились вместе. Его простота и чистота покорили меня. Меня глубоко тронуло, как успешный бизнесмен полностью изменил свой образ жизни, став человеком Торы и заповедей.
Я был восхищён рассказами о жизни общины в Пятигорске. А когда он рассказал, что в недалёком Кисловодске открывается новая синагога, в строительстве которой он участвует, — это так меня взволновало, что я сразу сказал, что постараюсь быть с ними в день их радости. Ведь это праздник для всей еврейской общины России: открывается новый Дом молитвы! И когда я увидел радость его и всей семьи, и вообще радость всех членов общины, я понял: да, стоило приезжать».
Я спросил р. Горелика, бывал ли он здесь раньше. «Нет, первый раз. И как хасид я особенно взволнован: ведь здесь бывали наши и Ребе Рашаб, и Ребе Раяц, и наш Ребе. Причём в Кисловодске Ребе впервые встретился со своим будущим тестем, Ребе Раяцем, и с будущей супругой Хаей Мушкой».
Фото недели: С новосельем, община Кисловодска!
В среду утром, после окунания в микву, р. Акива Худайнатов попросил меня помочь перенести несколько вещей из временного молельного дома, где община собиралась последние три года, в новую, только что завершённую и отреставрированную синагогу.
Мы, завернувшись в талиты, взяли два свитка Торы, свиток Эстер и ещё несколько священных предметов, и отправились в новый дом молитвы. Между двумя зданиями — мост, перекинутый через быструю реку. Я запел «Сису ве-симху бе-симхат Тора» на мелодию праздника Симхат Тора. Несмотря на многие испытания, р. Акива с супругой и семьёй удостоился этого великого дня: открытия синагоги!
Мы вошли внутрь. Прекрасный зал, резной деревянный ковчег, мебель — всё выполнено мастерами. С потолка свисает хрустальная люстра. Всё место словно говорит: «Это мой Б-г, и прославлю Его» — великолепие во всех деталях. А рядом работает кашерный ресторан.
Мне выпала честь вести первую молитву в этом месте — утреннюю молитву. Затем, уже в присутствии Главного раввина России, р. Берла Лазара, я вёл минху, а из-за задержки моего обратного рейса — и аравит. Три молитвы подряд, с большим миньяном, в день открытия восстановленной синагоги города Кисловодска.
Официальная церемония прошла с участием р. Лазара, губернатора края, мэра города, лидеров общины. Началась она с экскурсии по двум историческим зданиям, которую провёл р. Акива. Все были поражены великолепным результатом, который стал возможным благодаря поддержке властей и мецената Наума Бабаева, уроженца Кисловодска, а также других друзей общины. После торжественного перерезания ленточки Главный раввин России р. Лазар установил первую мезузу. Другие установили раввин Татарстана и Казани р. Ицхак Горелик, а также раввин Пятигорска р. Элияѓу Левин.
С момента приезда р. Акивы это место стало магнитом для всех евреев города, да и многие евреи-туристы, приезжающие в Кисловодск, заходят туда. Кисловодск знаменит своим чистым воздухом, минеральной водой и уникальными видами Кавказских гор. Из минеральных источников текут целебные и восстанавливающие воды, каждая со своим составом. Знаменитый нарзан (в переводе «напиток богатырей») – именно отсюда!
Старинная синагога была построена около 135 лет назад в районе, где власти тогда разрешали евреям жить. Здесь бывал Ребе Рашаб, также приезжавший ради целебных вод, который создал в городе благотворительную столовую, ежедневно кормившую нуждающихся евреев. Затем сюда приезжал его сын, Ребе Раяц, и провёл в городе собрание раввинов окрестных городов для укрепления еврейской жизни. И его зять, наш Ребе, однажды приезжал сюда — на встречу с со своим Ребе, который станет его тестем.
Много десятилетий синагога служила местной еврейской общине, пока не была национализирована коммунистами. Во время реставрации обнаружили место, где находилась старинная миква, и восстановили её. Несмотря на переделки, сделанные жильцами за годы советской эпохи, всё ещё угадывалась былое величие, и становилось ясно, сколько сил вложили евреи прошлых поколений, чтобы создать этот дом в максимальной красоте.
Добираться в Кисловодск удобнее всего через аэропорт Минеральные Воды. Не упустите возможность съездить туда, откуда виден Эльбрус, покрытая вечными снегами высочайшая вершина Европы (5642 м). Вы никогда не забудете этого вида, истинного великолепия природы, он навеки отпечатается в вашем сердце. «Как велики деяния Твои, Г-споди!»
Гут шабес!
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה