глава Ѓаазину

 ב"ה

Моменты недели – глава Ѓаазину

«Веаѓавта» что? / Почему шофары не трубили / Сегодня для его работы нужны четверо / Как отметить Симхат Тора перед Йом кипуром

1 Как там дальше?

Примерно месяц назад Главный раввин России р. Берл Лазар проезжал через Амальфи — один из самых красивых городков «страны сапога», живописный и туристический город на побережье залива на юге Италии, включённый ЮНЕСКО в список объектов национального наследия. Неудивительно, что это одно из самых востребованных направлений у туристов со всего мира.

Он возвращался из Калабрии в Рим после того, как, как и каждый год, помогал своему отцу, раввину Моше Лазару, в сборе этрогов. Уже много десятилетий р. Моше Лазар занимается этим с большой тщательностью; его опыт в «калабрийских этрогах» хорошо известен. И вот уже многие годы он специально отбирает и срывает этроги для сына — для раввинов и посланников по всей России. Благодаря этому мы здесь имеем возможность исполнять заповедь с этими прекрасными, безупречными этрогами — без опасений насчёт сложных вопросов кашрута и иных проблем, которые могут возникнуть, если сбором занимаются люди без должного опыта.

Раввину нужно было зайти в отель в центре этого города. Это был не просто отель, а один из самых роскошных в этом регионе. Ещё в лобби, только войдя внутрь, он вдруг услышал разговор на иврите. Он пошёл на голос и увидел большую семейную группу, сидевшую вокруг главы семейства и беседовавшую на чистом израильском иврите.

Надо подойти! Ведь если ты встречаешь еврея, то – как говорил Ребе – именно для распространения хасидизма, это главная причина, все остальные случайны. В огромные окна, выходящие на ослепительное море, уже заглядывал близкий закат. «Надо успеть: этот еврей должен сейчас надеть тфилин — иначе упущу шанс».

Но как сделать это достойно, уважительно — так, чтобы это сразу дало хороший результат? Гости в таком отеле — наверняка люди с очень большими финансовыми возможностями, к ним просто так «не подкатишь». И тут же в голове возник практический план.

«Раз уж здесь такие важные гости, это прекрасный шанс помолиться вместе за освобождение похищенных в Газе», — обратился р. Лазар к израильтянам. Своей улыбкой он сразу расположил к себе людей — и они согласились. Он произнёс с ними краткую молитву, а затем предложил главе семьи добавить заповедь: у него с собой есть тфилин, и можно его сейчас надеть. Всё сработало. Мужчина засучил рукав открыто, на виду у всех, и признался раввину: «В прошлый раз я делал это на своей бар-мицве…»

Слова первого стиха «Шма, Исраэль» он сказал сам. Нужно было продолжить — прочесть и первый отрывок. Рав произносит первое слово: «Веаѓавта…» — мужчина повторяет: «Веаѓавта…» — «И люби…» И, прежде чем рав успел сказать второе слово, мужчина продолжил сам: «…лерэаха камоха» — «…ближнего, как самого себя». Рав Лазар поправил: в отрывке Торы для тфилин сказано «Веаѓавта эт А-донай Э-лоѓеха» — «И люби Г-спода, Б-га твоего». И мужчина признался, что этот текст он забыл! Он всю жизнь помнил только один текст со словом «Веаѓавта», а именно «И люби ближнего, как самого себя».

Когда р. Лазар снова начал читать с ним отрывок — слово за словом, как положено и как написано: «Веаѓавта эт А-донай Э-лоѓеха…», — он поймал себя на мысли: «Какой великий урок преподал мне сейчас этот человек! Настоящая любовь к Всевышнему приходит именно через безусловную любовь к ближнему».

После того, как р. Лазар рассказал мне об этом, я вспомнил приведённое в книге «Ѓа-йом йом»: «Хасиды спросили у Алтер Ребе: какое служение выше — любовь к Всевышнему или любовь к евреям? И он ответил: любовь к Всевышнему и любовь к евреям обе вместе запечатлены во всех отделах души каждого еврея. А Писание говорит ясно: “Возлюбил Я вас, — сказал Г-сподь”. Следовательно, велика любовь к Израилю, ибо кто истинно любит — тот любит то, что любит его друг».

2. Шофар – это не просто

Вчера вечером, после праздничной трапезы, моя дочь позвонила из Страны Израиля и рассказала, что в их Бейт-Хабад к концу молитвы Неила пришло очень много людей. Так происходит каждый год, потому что люди хотят услышать звук шофара, который звучит в завершение Неилы. Это, увы, распространённая путаница: в Рош ѓа-шана люди вместо трубления в шофар заняты яблоками с мёдом, а в Йом кипур их интересует трубление в шофар вместо поста и молитвы.

Как староста центральной синагоги Москвы я из года в год вижу глубочайшую серьёзность и огромный внутренний труд р. Лазара, который трубит в шофар. И действительно, тот, кто видит бааль-токеа высокого уровня, тот понимает, что его подготовка и само трубление — это особая духовная ступень. Изучение маамара перед молитвой, разложенные под покрывалом разные шофары, сдержанные слёзы перед чтением стихов из Псалмов, предваряющих трубление, взволнованные благословения, паузы между сериями трублений — и многое другое, что не перечислить.

А на этой неделе близкий друг из-за границы рассказал мне проникающую до глубины души историю о трублении в шофар в Рош ѓа-шана — о том, до каких глубин оно может доходить и как это совсем не «просто». У него есть брат, и они с супругой ждут детей уже более пятнадцати лет. Врачи не помогли. Несколько лет назад он обратился к одному каббалисту, и тот посоветовал приобрести самый лучший шофар и попросить бааль-токеа трубить именно в него в Рош ѓа-шана.

Брат моего друга обошёл несколько синагог рядом с домом, разных общин и традиций, выяснил, кто у них трубит в шофар в Рош ѓа-шана, и отправил их выбрать шофар, какой захотят, — без бюджетных ограничений. Те послушались: ещё до элула купили самые отборные шофары и весь месяц тренировались – трубили после Шахарита, как принято. Все баалей-ткия хвалили купленные шофары — звуки выходили удивительные.

Наступило утро Рош ѓа-шана — и нигде не выходит положенный звук! В бейт-мидраше, где молился брат моего друга, бааль-токеа старался полчаса; люди рыдали. Два дня Рош ѓа-шана. Разные синагоги, разные люди, разное время — и одна и та же проблема в каждом месте. Ни у кого не прозвучал кошерный, чёткий звук! «Невозможно передать, - рассказывает мой друг, - что пережили мой брат и его жена на исходе Рош ѓа-шана, когда слышали из ещё одной синагоги и ещё одной: “Мы пробовали снова и снова, но нельзя было больше задерживать общину, так что отложили ваш шофар и взяли другой…”»

В основополагающем маамаре Алтер Ребе объясняется, что трубление в шофар производит два общих действия:

а) обновляет наслаждение Всевышнего от сотворения миров;

б) приводит к настоящему сотворению миров.

Этот маамар известен каждому хасиду по махзору на Рош ѓа-шана и называется «К пониманию заповеди трубления в шофар по учению Баал Шем Това». В его начале говорится: «Обновление миров включает два пункта: а) сотворение миров; б) рождение душ». Далее следуют глубокие каббалистические разъяснения. И по указанию Ребе, тот, кто трубит в шофар в Рош ѓа-шана, должен выучить этот маамар до молитвы.

3 Не свои мелодии

Во время «сеуда мафсекет» перед началом Йом кипура я вспомнил то, что рассказал мне гость, прибывший в Москву несколько месяцев назад, и поделился с присутствующими услышанным от него.

Этот человек — известный хасидский музыкант, которого постоянно приглашают оживлять почтенные религиозные мероприятия, большие свадьбы и пр. Несколько лет назад один из его сыновей заболел, и им пришлось лететь в одну из крупнейших клиник США, где есть специалисты, умеющие лечить такой недуг. Отец провёл рядом с ним несколько месяцев, в том числе месяц тишрей. И больше всего он жалел о том, что придётся отказаться от молитвы в бейт-мидраше у любимого раввина, с привычным нусахом и чудесными мелодиями. Он нашёл в районе клиники Бейт Хабад и пришёл молиться туда, ну а там молящиеся другие, нусах другой, напевы не свои, нет того родного, знакомого. Но

«У моего ребе у меня не было такого душевного пробуждения, как в молитве в том Бейт-Хабаде. Не могу описать тебе, какая внутренняя встряска произошла со мной именно там, между незнакомыми напевами, среди людей, некоторые из которых, увы, приехали на молитву на машине, многие едва умеют молиться. То, что я там почувствовал, просто невероятно. Когда я понял самоотверженность шалиаха и увидел евреев, чьи души пробуждаются в Дни трепета, — пробудилась и моя душа, и мне довелось отметить праздник с таким подъёмом, какого я не испытывал в жизни».

Я его очень понимаю. И мне самому потребовалось много времени, чтобы привыкнуть к молитве, в которую порой вплетаются песни, каких в хасидской синагоге в Стране Израиля не поют; но здесь, как и во многих похожих общинах, они необходимы и востребованы ради связи молящихся с молитвой.

Особенно трогательные моменты переживают молящиеся здесь в Йом-Кипур после проникновенных слов р. Лазара перед «Коль Нидрей»; потом – перед «Неилой», как подготовка к принятию власти Небес; в завершение «Неилы»; и в особенности перед молитвой «Изкор», где мы поминаем всех членов общины, ушедших за прошедший год.

Когда в этом году р. Лазар упомянул нашего дорогого старосту Гришу, скончавшегося в начале прошедшего года, он не смог сдержаться и заплакал. Накануне праздника, во время раздачи лекаха, я напомнил раввину, как каждый год он тепло благословлял Гришу, который взволнованно принимал леках обеими руками. «Сегодня работу, которую он выполнял в синагоге один, делают четверо людей», — сказал я с тяжёлым вздохом, и р. Лазар процитировал это в «Изкоре».

Фото недели: Симхат Тора накануне Йом кипура

Музыка стихла, и публика перестала бурно танцевать. Все взгляды обратились к ковчегу: мы увидели Главного раввина России р. Лазара с микрофоном в руке. Он перевёл дыхание после танцев и начал рассказывать. История известная, но достойная повторения снова и снова — особенно накануне святого дня:

«Было это в Бердичеве. У некоего еврея-арендатора нечем было заплатить аренду помещику; его вместе с женой и малолетними детьми бросили в тюрьму. Понятно, что местные евреи попытались собрать нужную сумму, да ещё и с большим штрафом, которого требовал помещик, но сумма была большой, а их возможности малыми. Один еврей упёрся и решил сделать всё возможное ради спасения еврейской семьи — отправился собирать пожертвования у каждого и всякого.

Это было накануне Йом кипура: в это время сердца людей особенно открыты для цдаки. И всё же денег не хватало. Вдруг наш герой вспомнил, что на окраине есть трактир. Он побрёл туда, куда еврею вообще-то не пристало заходить, и тем более — в канун святого дня. А вдруг там есть евреи, готовые спасти товарища?

Да, там действительно сидели разные люди, в том числе евреи, души которых были весьма далеки от подготовки к Дню суда. Такие уж были времена. Услышав просьбу о пожертвовании, подвыпившая компания расхохоталась, и вдруг один из гуляк предложил "сделку": выпей полный стакан водки — и мы дадим треть нужной суммы. Он, деваться некуда, выпил. Затем другая компания предложила то же, и третья.

Когда вся сумма оказалась у него на руках, наш еврей, с трудом держась на ногах, поспешил отдать деньги помещику, тот сдержал слово и освободил семью. Время было позднее; еврей, еле передвигаясь, помчался в синагогу: без омовения в микве, без белого «кителя», без махзора. Войдя, он рухнул пьяным на скамью — к изумлению молящихся, не понимающих, как такое возможно: чтобы хасид напился в столь возвышенный час.

Началась молитва «Коль нидрей», когда молящиеся надевают талиты (хотя и вечер), и из ковчега вынимают свитки Торы. Наш герой очнулся и увидел перед собой людей в талитах со свитками Торы в руках. В его затуманенном сознании мелькнула мысль: талиты, свитки Торы – значит, сейчас праздник Симхат Тора! Он встал и – когда община пела слова «Коль нидрей» – пьяным голосом на известный напев возгласил: “Ата ѓор’эта ладаат" – "Тебе показано, чтобы ты увидел, что Г-сподь есть Б-г, нет ничего иного!”

Молящиеся не знали, что сказать от возмущения. Но рабби Леви-Ицхак из Бердичева сказал: “Месяц тишрей — это словно лестница, по которой мы поднимаемся. Начинаем с элула и поднимаемся к Рош ѓа-шана. Затем ещё ступень — Йом кипур. Потом — Суккот. Так продолжаем восхождение: каждый праздник — как новая ступень. Симхат Тора, когда все евреи объединены своей радостью с Торой, — вершина, пик лестницы. Этот еврей, благодаря самоотверженности, проявленной ради ближнего, уже исполнил всё, что требуется в Йом кипур. Он уже достиг вершины — Симхат Тора — раньше всех”».

Рав Лазар отпил немного «лехаим» и продолжил: «Послезавтра — Йом кипур, а мы здесь танцуем под песни Симхат Тора с новым свитком Торы, даром семьи Якубовых — Манашира Якубова и его супруги, а также их двух сыновей, Давида и Моше. Это семья, преданная делам благотворительности, внимательная к любой нужде. И вот благодаря этой семье вся еврейская община Москвы поднялась на высокую ступень, на уровень Симхат Тора!» Оркестр снова заиграл мелодии Симхат Тора, а новый свиток переходил из рук в руки в танцах, которые длились долго.

Это было на этой неделе, в понедельник — день радости общины «Новые Вешки» под руководством шалиаха р. Залмана Шимона Дерена, где в Бейт-Хабад торжественно внесли прекрасный свиток Торы как дар семьи Якубовых, жителей этого района.

Под конец главный раввин вручил семье Якубовых красивую грамоту, которую я заранее подготовил от имени благотворительных организаций Москвы. Там, среди прочего, написано: «Благословляем вас, чтобы исполнились для вас все благословения Святой Торы; чтобы вы удостоились и дальше возвеличивать и прославлять Тору и умножать дела милосердия — в здоровье и радости, всегда, во все дни. К сему прилагается доллар, данный самим Ребе с его святыми, вечными благословениями — в знак глубокой признательности и уважения от всего сердца».

Гут шабес и хаг самеах!

Шие



תגובות

פוסטים פופולריים מהבלוג הזה

глава Бешалах-Шира | פרשת בשלח, שירה

פרשת בהעלותך

глава Шмини, благословляем ияр