глава Шмини, благословляем ияр
ב"ה
Моменты недели – глава Шмини, благословляем ияр
«Выложи то, что у тебя в карманах» / Умереть так – или жить так? / Из жизни грузинской общины в Лоде / Найти героя
1 «Салуте!»
Стрелки
больших часов в синагоге давно уже перевалили за полночь, и по мере того как
число присутствующих уменьшалось, атмосфера становилась всё более возвышенной и
тёплой. Маца и вино остались от «трапезы Машиаха», начавшейся ещё днём, но уже
принесли и водку, от которой мы воздерживались все восемь дней Песаха, а из
кухни принесли горячую еду.
«Я лично не знал того еврея, но
необыкновенная история, которая произошла с ним, дошла до нас в Милан», — начал
рассказывать р. Лазар. «В одну из суббот на фарбренгены к Ребе начал приходить
некий итальянский еврей. Человек, на вид вовсе не соблюдающий Тору и заповеди.
Он приходил снова и снова, каждую субботу. Со временем стало ясно, что этот
еврей нарушает Шабат и приезжает на собственном автомобиле, который паркует
рядом с 770. Он говорил Ребе «салуте» - «лехаим» на итальянском, и каждую
субботу Ребе вновь и вновь отвечал ему «салуте»!..»
Здесь
р. Лазар напомнил, что Ребе в совершенстве владел как минимум восемью языками:
ивритом, идишем, русским, английским, французским, немецким, итальянским и даже
латынью. Некоторые языки Ребе изучил в детстве, а остальные освоил во время
жизни в различных странах мира. Когда ему принесли брошюру о зажигании
субботних свечей на итальянском языке, он внёс множество правок своей рукой.
«…Многим в общине это мешало. Приезжать
каждую неделю в Шабат на машине к Ребе — и ещё получать от него такое особое
внимание?! Прошло ещё какое-то время, и вот в одну из суббот Ребе зовёт его к
себе. Итальянец подошёл к столу Ребе. “Выложи всё, что у тебя в карманах, и
положи здесь, на стол” — неожиданно приказал ему Ребе. Тот послушался и выложил
ключи от дома, ключи от автомобиля, припаркованного снаружи, кошелёк и
документы. “С этого момента ты берёшь на себя соблюдение Шабата”, — сказал ему
Ребе. Мужчина кивнул в знак согласия. Домой он вернулся на машине только после
исхода субботы и прослушивания Ѓавдалы.
Прошло
два или три дня, и внезапно тот человек скончался и отдал душу своему Творцу…»
Как
и все, кто находился рядом с равом Лазаром, я был потрясён этим удивительным
рассказом. Рав Лазар помолчал несколько секунд, а затем продолжил: «Чтобы вы
поняли эту историю, сейчас я расскажу вам то, что видел собственными глазами…»
2 «…если можно жить в святости?»
- Это произошло сорок один год назад. Каждый
год, в Шабат Берешит, когда распорядители синагоги 770 продавали различные
почётные обязанности на предстоящий год, рав Хаим Шмарьягу Гурарье неизменно
приобретал особую честь — открытие ковчега в Йом Кипур перед молитвой «Коль
Нидрей».
Для
рава Шмарьягу это имело особое значение, хотя само действие должно было
состояться только через год, в ночь Йом Кипура. После того как он выигрывал это
право, он всегда подходил к Ребе с просьбой о благословении — чтобы удостоиться
открыть ковчег в следующем году. Таков был его обычай из года в год: в Шабат
Берешит он покупал право открытия ковчега, и Ребе его благословлял.
Так
было и в 5744 (1983) году. В тот раз он вновь выиграл эту честь, за крупную
сумму. Он подошёл к Ребе и попросил у него благословения. Но в этот раз Ребе
изменил свой обычай. Казалось, он вовсе не замечает его. Рав Шмарьягу попытался
ещё раз, но Ребе снова не ответил.
Мы
все это видели. Я был совсем молодым, но тоже видел. Я смотрел, как рав
Шмарьягу всё больше тревожится. Как настоящий хасид, он знал, что у Ребе ничего
не происходит просто так. Несмотря на всё, он не отступил и вновь повторил
просьбу: «Ребе, прошу благословение, чтобы удостоиться, с Б-жьей помощью,
открыть ковчег в наступающем году». Сначала Ребе снова молчал, но в конце
концов, будто бы уступая просьбе, кивнул в знак согласия.
Прошел
год. В ночь Йом Кипура, ровно сорок лет назад, когда рав Шмарьягу открыл ковчег
перед молитвой «Коль Нидрей», он внезапно почувствовал сильную боль в сердце и
рухнул. Молитва прервалась, прибежали врачи. Ребе следил глазами за врачами,
которые делали массаж сердца. Через сорок минут врачи объявили о его смерти, но
Ребе велел продолжать массаж сердца и перенести рава Шмарьягу через двор в
помещение колеля. Только тогда он согласится считать рава Шмарьягу умершим. Это
было сделано, чтобы избежать переноса мёртвого тела в Йом Кипур. Однако коѓенов попросили покинуть зал из-за ритуальной скверны.
После
прочтения всей книги Теѓилим, как принято читать в ночь Йом Кипура после
молитвы Аравит, я вышел на улицу и подошел к зданию колеля рядом, где лежало
тело рава Шмарьягу. Вокруг него сидели и читали Теѓилим — как принято делать до
погребения. Разумеется, собрались множество людей, обсуждавших случившееся.
Мимо
проходил хозер Ребе, рав Йоэль Кан. Он услышал, как один из молодых хасидов
восклицает: «Какова же заслуга у этого хасида — умереть в такой святости, в
такой святой день, в святом месте и рядом со святым Ребе!» На это рав Йоэль
сразу отреагировал: «Зачем умирать в такой святости, если можно жить в такой
святости?!»
Этот
рассказ рава Лазара задал нам всем направление для жизни после окончания
праздника Песах. Надо жить правильно. В каждый момент и в каждом месте.
3 Рассказ представителя Сохнута
«С нами сегодня особенный гость — Ави
Офир», — провозгласил на трапезе Машиаха директор общины р. Мордехай Вайсберг.
Он лично пригласил на трапезу представителя Еврейского агентства в России.
Прямо
во время его речи наступил момент «выкупа хамеца» — Песах официально
завершился, и рав Лазар должен был выкупить хамец евреев России, который был
продан нееврею накануне праздника. Я сопровождал его, поэтому почти не слышал
выступления гостя. На следующий день я написал Ави Офиру с просьбой услышать
то, что пропустил. «Я подожду тебя в четверг после обеда», — написал мне Офир в
ответ. Вчера я пришёл в его офис в центре города, напротив синагоги на
Архипова, с парой тфилин. Кабинет находится в здании, где размещаются службы
Еврейского агентства почти для всех стран СНГ.
«Мы репатриировались в Израиль, когда мне
было четыре года, и обосновались в Лоде. Родители тяжело трудились, чтобы
прокормить семью, мама работала поваром в ешиве «Томхей Тмимим» в Лоде. Я часто
приходил вечерами помогать ей готовить ужин для учеников. Нужно было чистить
горы овощей для огромного салата. Это была великая заслуга для меня – кормить
тех, кто учит Тору».
Ави
продолжал рассказывать о семье, о школах, в которых учился в Лоде, и об
особенной атмосфере грузинской общины в городе. «У нас были соседи — семья
Вольф», — вспоминает он. — «В детстве я не понимал, кем был глава семьи,
скромный рав Эфраим. Лишь позже я узнал, что это был один из самых влиятельных
хабадников в Израиле тех лет, доверенное лицо Ребе».
«Было такое время, когда у отца накопились
огромные долги. Тогда по совету соседей и знакомых из района он решил поехать к
Ребе. Приехав, он удостоился личной аудиенции продолжительностью сорок минут!
Секретарь Ребе несколько раз намекал ему выйти, но Ребе просил остаться. Он
слушал его, давал искренние советы, благословлял с любовью, а в конце вручил
ему, моей матери и всем детям по стодолларовой купюре каждому, отдельно.
Неудивительно, что мой брат стал хабадником».
Беседа
продолжалась на множество захватывающих тем. Я заметил, что время идёт. Ави
закатал рукав и привычно наложил тфилин, который я принёс для него. А перед
этим я пригласил его выступить с речью в центре социального обеспечения «Шаарей
цедек» на мероприятии, посвящённом Дню Победы — 9 мая.
Фото недели: Коѓен на кладбище
Несколько
лет я не видел рава Арье Коѓена, и вот на этой неделе он снова приехал в Москву
по делам. Рав Коѓен – один из уважаемых брацлавских хасидов из Бейт-Шемеша. Он
молился в центральной синагоге «Марьина Роща», с сосредоточенностью, никуда не
торопясь, как и подобает правнуку хасида рава Натана Кука, да отомстит за него
Всевышний.
26 тевета 5698 (1938) года. Стук в дверь
среди ночи в те времена не предвещал ничего хорошего. Семья сбежала из дома на
ул. Чарновского в Можайске в Московской области через задний двор. Но отец, рав
Натан, спокойно открыл дверь. Когда семья вернулась домой, дом был пуст. И с
тех пор отца никто из них не видел. Он ещё три месяца находился в тюрьме на
Лубянке, а затем его след навсегда пропал.
Почти
семьдесят лет спустя, в 5772 (2012) году, его дочь ребецн Эстер Бергштейн
вместе со своим внуком Арье отправилась в поездку по следам семьи. Они
погружались в ужасную историю, стремясь восстановить путь, пройденный отцом с
момента исчезновения. В тот день были арестованы не только он, но и его лучшие
друзья.
Это
был последний раз, когда они видели своего отца, последний раз, когда слышали
его голос. Маленькой Эстер-Малке, или Фире, как ее называли тогда, было всего
семь лет. Всю свою жизнь она молилась и надеялась найти его, или хотя бы
узнать, что с ним произошло. Многие годы её мать оставалась в статусе «агуна» —
женщина, судьба мужа которой неизвестна. Ходили слухи, что он умер, но
неопровержимых доказательств не было.
Семья
пыталась писать письма Сталину, Ежову (тогдашнему главе НКВД) и всем, у кого,
как им казалось, могла быть информация. Ответа не было. В первые годы после
исчезновения семья не произносила по отцу кадиш, так как были уверены —
настанет день, и он вернётся из Сибири, куда в те годы ссылали всех, кого
считали врагами режима. Они жадно ловили каждую весточку от бывших узников, но
никто не знал, что стало с их отцом.
Со
временем семья Кук встретила бывшего соседа их отца по камере — еврея, который
тоже тогда был арестован. Он сказал, в какой день отца вывели из камеры, и он
больше не вернулся. Куда его увели и почему — он не знал. Семьдесят пять лет
судьба рава Натана Кука, арестованного за то, что он устраивал у себя дома
миньян, оставалась неизвестной.
«Ты помнишь, как приехал на машине и забрал
мою бабушку и нас с места, где мы остановились?», — напомнил мне рав Арье, и мы
оба мысленно вернулись к тому визиту. Тогда, с помощью Всевышнего, благодаря
неустанным усилиям, бабушка открыла место захоронения своего святого отца и
даже точную дату его смерти.
В
этот свой приезд рав Арье Коѓен, несмотря на занятость, вызвал такси и
отправился в часовую поездку к месту захоронения своего деда. Так как он коѓен,
он стоял за пределами кладбища, где покоятся тысячи жертв режима тех лет, и
среди них множество евреев. Рав Арье прислал мне фотографию, которую сделал его
сопровождающий возле ограды кладбища. Мы договорились встретиться вечером и
поговорить после молитвы Аравит.
«В ту первую поездку с бабушкой я приехал с
моей женой и с одним из сыновей. С тем, кого мы назвали Натан, по просьбе
бабушки. А после того, как мы узнали дату смерти прадеда, оказалось, что наш
сын, которого мы назвали в его честь и привезли в Москву, родился в тот самый
день!» Рав Арье продолжал с волнением: «Этот наш сын недавно обручился, и его
свадьба, с Б-жьей помощью, состоится в следующем месяце. Сегодня, стоя у могилы
деда, я сделал, как принято в нашем народе — пригласил душу прадедушки Натана прийти
на свадьбу своего правнука».
Вчера
я заглянул в книгу гостей синагоги «Марьина Роща» — и нашёл там трогательные
строки, написанные ребецн Бергштейн после встречи с Главным раввином России р.
Лазаром: «С Б-жьей помощью мы удостоились спустя 67 лет вернуться туда, где был
наш дом, где мой отец, рав Натан Кук, руководил общиной и за это был убит. Я
была глубоко тронута, увидев здесь такой светящий маяк, как московская община…
С наилучшими пожеланиями, Эстер Бергштейн, Бней-Брак».
Гут
шабес и хорошего месяца!
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה