глава Берешит, благословляем месяц мархешван

 ב"ה

Моменты недели — глава Берешит, благословляем месяц мархешван

Странник на два месяца в году / Зачем пришёл Велвл? / Пятьдесят лет с Торой / Моше, Машиах и я

1. Чашку кофе от реб Моше

Утром в воскресенье, за день до Ѓошана раба, в большую сукку во дворе синагоги вошёл гость — рав Биньямин Зильберштром из Иерусалима. Двумя историями, услышанными от него в начале праздника, я уже поделился на прошлой неделе. А теперь, видя всю суету вокруг раздачи горячих напитков и угощения гостям сукки, он захотел меня поддержать и рассказал об известном хасиде, раввине Моше Ярославском, который основал организацию «Ѓахнасат орхим» при дворе Ребе. Сколько труда он вложил в этот проект — кормление гостей, приезжавших к Ребе!

Рав Зильберштром описывал, как рав Моше звал его помочь носить большие кастрюли с горячим кофе из кухни, находившейся на расстоянии от 770. Он рассказал и о том, как Ребе лично подбадривал рава Моше:

«Помню, как в один из годов, после того как Ребе несколько часов стоял в сукке, давая свои "четыре вида растений" хасидам, он сказал секретарю раву Гронеру: “Можно попросить кофе у реб Моше?” Рав Ярославский, который в это время раздавал гостям напитки в большой сукке, быстро налил чашку горячего кофе и помчался в сукку Ребе, охваченный трепетом, который невозможно описать».

Я также понимаю, насколько важно дать возможность гостям сукки согреться, особенно в холодную погоду. Кто-то приходит в сукку с термосом, но большинство заходит, надеясь, что здесь их угостят тёплым кофе! И не ошибаются. Главный раввин России р. Берл Лазар указал продлить часы работы «Комнаты Гриши» в большой сукке, и я с самого утра принимал людей. Один молодой еврей проходил мимо уже в шесть утра — с сумкой для спорта: он шёл в ближайший фитнес-центр, а благодаря стакану кофе удостоился и выполнения заповеди «четырёх растений», с благословением «шеѓехияну».

На следующий день я встретил другого молодого человека, гостя из-за границы, не говорящего по-русски. Я налил ему стакан кофе и предложил выполнить заповедь «четырёх видов», и он с радостью согласился. Потом он рассказал: «Я из США, управляю там отделом продаж одной компании и два месяца в году путешествую по миру, встречаюсь с клиентами. В Россию я приехал накануне праздника — это уже 75-я страна, в которой я побывал! И то, что я увидел здесь, в еврейской общине, поразило меня: братство, забота, гостеприимство».

Мне было особенно приятно это услышать. Я пригласил управляющего отделом продаж на Симхат Тора, но он должен был следовать к другой точке своего бизнес-маршрута.

2. «Слушающий — как отвечающий»

Мой дорогой друг, раввин Смоленска, посланник рав Леви Ицхак Мондшайн поделился со мной отрывком из записи его сына Береле, сделанной накануне Суккот. Береле, ученик младшей ешивы в Москве, поехал домой на праздник. Хотя занятия в ешиве продолжались и в Йом кипур, ему разрешили выехать в Смоленск раньше, чтобы помочь отцу в этот святой день. Вот что он записал:

«В канун Йом кипура, после предпраздничной трапезы, все спешат окунуться в микву. А я стоял у входа в зал синагоги и помогал евреям надеть тфилин, до самого захода солнца. И вот подошёл Файвл, пожилой еврей. Он с радостью согласился надеть тфилин, но когда дошло до чтения благословения, сказал, что не сможет прочитать его даже по-русски — он почти слепой. Я прочёл ему благословение и “Шма, Исраэль”, он повторил за мной слово в слово, и так он исполнил заповедь.

Началась молитва “Коль Нидрей”. После того как я узнал, что Файвл не может читать махзор, я время от времени поглядывал на него — и видел: он встаёт, когда все встают, садится, когда все садятся, при этом он не знает иврит и не понимает слов молитвы! И всё же он оставался до конца. Когда он возвращался домой, кто-то из членов общины помогал ему идти — ведь он почти не видит в темноте

На следующий день Файвл снова пришёл. Сидел спокойно, на своём обычном месте. Весь день. Во время всех пяти долгих молитв святого дня он сидел на своём месте, не в состоянии читать текст молитвы и объяснения, не понимая слов, которые звучат.

Одни приходят на молитву, потому что чувствуют связь с её словами. Другие приходят, чтобы послушать традиционные мелодии. Третьи — ради общения с друзьями за праздничной трапезой, но ведь в Йом кипур нет никаких трапез. Файвл пришёл в синагогу только потому, что это — Йом кипур, и еврей должен быть здесь

3. Юбилейный год

Было уже далеко за полночь, ѓакафот в самом разгаре. Главный раввин России р. Берл Лазар вдохновляет круги танцующих и сам танцует радостнее всех. К четвёртой ѓакафе я пригласил для несения свитка Торы рава Александра Лакшина. Он поднялся на биму, поцеловал и обнял свиток Торы, а затем неожиданно сказал:

«Сегодня ровно пятьдесят лет, как я впервые в жизни пришёл в синагогу

В 1950-е гг. казалось, что идеологические усилия коммунистической партии приносят плоды. Число евреев, посещавших синагоги, стремительно уменьшалось: старики умирали, а молодёжь боялась проявлять интерес к еврейству, опасаясь за будущее своих семей. Даже на Симхат Тора двор синагоги был почти пуст.

Однако в 1960-е гг. в праздник Симхат Тора в московских и ленинградских синагогах стало заметно больше молодых людей. Власти хотели, конечно же, это запретить, но не могли: по советским законам исполнение религиозных обрядов разрешалось (в отличие от «религиозной пропаганды», за которую карали). Однако способ наказать евреев всё же был.

Приход к синагоге в Симхат Тора был несовместим с членством в коммунистическом союзе молодёжи – «комсомоле», он был несовместим с учёбой в престижном вузе, находящемся под контролем коммунистической партии. К синагогам подъезжали отряды милиции и «добровольной народной дружины», и записывали имена людей, которые осмелились прийти. Таких исключали из комсомола и из вузов. Дело дошло до того, что партийные комитеты некоторых университетов, в которых было много евреев, специально давали преподавателям задания — задать студентам трудную работу именно в канун Симхат Тора, чтобы те сидели, учились и не пошли в синагогу. Но всё это не помогало.

Когда рав Лакшин передал свиток одному из танцующих, мы сели в стороне, и он рассказал:

«Я услышал, что на Симхат Тора бывает большой праздник. Я не знал, что такое Симхат Тора, но как сын еврейских родителей почувствовал, что надо пойти. Помню студентов старших курсов, которых потом отчислили за участие в праздновании в ленинградской синагоге. Я был лишь на втором курсе — и не испугался.

Евреев было множество. Тысячи! Ленинградская улица Декабристов, на которой стоит синагога, была перекрыта для движения, двор синагоги был переполнен, а о том, чтобы войти внутрь, нечего было и думать. Это была, говоря современным языком, «тусовка» - единственная в году еврейская «тусовка» Ленинграда. Одни пришли встретить будущего супруга или супругу, другие — чтобы узнать, где можно изучать иврит или еврейскую историю, а кто-то просто искал единомышленников.

В здании рядом с синагогой находилась детская больница. Когда-то это здание принадлежало еврейской общине, но потом власти его отобрали. Помню, как около десяти вечера появилась группа врачей, требовавшая, чтобы мы разошлись — якобы мы мешаем больным. Сразу после этого на улицу въехал огромный армейский грузовик и стал выталкивать толпу…»

С тех пор утекло много воды в прекрасных реках Ленинграда, вернувшего себе древнее имя Петербург. Рав Лакшин впоследствии удостоился внимания Ребе, когда тот принимал группу глав общин из России. Он преподаёт Тору и читает лекции, совмещая это с работой востребованного переводчика в крупных организациях.

Фото недели: продолжение Моше

Трудно описать словами возвышенную атмосферу Симхат Тора в центральной синагоге «Марьина Роща». Ѓакафот в ночь праздника длились до трёх часов утра, а на следующий день — с утра до позднего вечера, ещё долго после исхода праздника.

Один из самых вдохновляющих моментов — несомненно, фарбренген утром праздника, подготовка к ѓакафот и последующее чтение Торы, завершение всего свитка и начало книги Берешит. С каждым годом народу становится всё больше. Я приведу один фрагмент из речи р. Лазара на фарбренгене. Рав Лазар пересказал беседу Ребе:

В одной из бесед, произнесённой Любавичским Ребе в праздник Симхат Тора 5746 (1985 г.), он говорил о миссии посланника. Ребе объяснил, что слово «Машиах» по числовому значению (гематрии) равно сумме слова «шалиах» (посланник)  и числа десять, намекающего на десять душевных сил. Это означает, что когда посланник служит Всевышнему всеми силами своей души, он раскрывает в себе искру Машиаха. Это следует из сказанного: в каждом еврее есть искра души Моше-рабейну.

Затем Ребе с большой горячностью говорил о полной самоотдаче, которую требует миссия посланника:

> «Зная, что в нём есть искра Машиаха, и что в его силах и возможностях приблизить освобождение, — как может посланник заниматься другими делами, отдыхать или “путешествовать”, даже “путешествовать по духовным мирам”, когда на нём лежит ответственность и честь приблизить Избавление?!»

Здесь Ребе напомнил слова из Талмуда о царе Йероваме бен Невате, которому Всевышний сказал:

> «Раскайся - и Я, ты и сын Ишая (царь Давид) будем гулять в Ган Эдене».

> Йеровам спросил:

> «Кто будет во главе

> Всевышний ответил: «Сын Ишая».

> Тогда Йеровам сказал: «Если так — не хочу».

Если вдуматься в разницу между двумя фигурами — Моше-рабейну и Йеровамом, — можно глубже понять, что такое еврейская миссия и что значит раскрыть в себе искру Моше и Машиаха.

Моше и Йеровам, оба стояли во главе народа и влияли на него, но влияние их было противоположным. Как сказано в трактате Авот:

> «Тот, кто приводит многих к заслугам, — через него не приходит грех; а тот, кто приводит многих к греху, — не получает возможности раскаяться».

Моше сам заслужил и спривёл к заслуге многих - заслуга народа связана с ним, как сказано:

> «Он творил благодеяние Всевышнего и Его суды с Израилем».

> Йеровам согрешил и ввёл народ в грех, и грех народа связан с ним, как сказано:

> «За грехи Йеровама, которые он совершил и которыми ввёл Израиль в грех».

Не случайно Мишна приводит именно этот стих о Моше, ведь из него видно, как действовал Моше-рабейну: он не просто делал добро другим, а жертвовал собой ради них, даже если это стоило ему личного ущерба. Он разбил скрижали, самый дорогой дар от Всевышнего, чтобы спасти Израиль от греха золотого тельца. Он ударил в скалу, хотя это привело к тому, что он не вошёл в Землю Израиля — лишь бы снять обвинения с народа.

Праведность Моше упоминается и в молитве о дожде:

> «Когда Твои избранники жаждали воды, он ударил в скалу — и потекли воды; за его праведность одари нас облаками вод».

Моше своим поступком выразил готовность потерять свой духовный мир, лишь бы народ не страдал от жажды. Поэтому молитва о дожде упоминает его праведность — ведь из его самоотдачи исходит благословение всему миру.

Фраза «за его праведность одари нас облаками вод» звучит в этой молитве только трижды:

при упоминании жертвенности Ицхака,

при упоминании поступка Моше,

и при воспоминании праведности сынов Израиля, о которых сказано:

> «Кровь их пролилась на Тебя, как вода… по их праведности даруй дождь».

Общее в этих случаях — это самоотверженность, готовность отдать всё. И в ударе Моше по скале присутствует тот же элемент самопожертвования, что и в Акеде и в подвигах праведников всех поколений — он был готов полностью отказаться от себя, лишь бы спасти свой народ.

Отсюда понятны слова мудрецов:

> «Тот, кто приводит многих к заслугам, через него не приходит грех».

Всевышний не просто оберегает такого человека. Это вытекает из самой сути его служения: он полностью предан Небесам и заботе о других, настолько, что в нём нет места ощущению себя, способного привести к греху. Более того: «заслуга многих зависит от него», и он получает заслуги всех тех, кого он привёл к добру.

Йеровам, напротив, был антиподом Моше. Его гордыня была столь сильна, что он предпочёл потерять Ган Эден и близость к Всевышнему, лишь бы не уступить первенство Давиду! Чтобы сохранить своё ложное величие, он был готов ввергнуть в грех весь Израиль. Про него и сказано:

> «Грех народа зависит от него» —

ибо вся его сущность — это «я», самость, а человек, пленённый собой, не способен покаяться.

Из этого следует главная мысль слов Ребе:

> Работа посланника — это работа Моше-рабейну.

Работа посланника подобна работе Моше Рабейну: посланник едет в далёкое место, и, казалось бы, теряет в своей личной духовной работе — в молитве или учёбе. Но делает это ради того, чтобы другие евреи удостоились исполнения заповедей, которых без него они бы не знали вовсе. И тем самым он раскрывает в себе искру Машиаха.

Здесь Машиах — это не внешняя фигура, а воплощение бесконечного самоотрицания и отдачи, присутствующих в каждой душе. Когда человек становится настоящим посланником, действующим всеми десятью силами своей души ради других, — он раскрывает этот свет в себе.

И в этом — суть шлихута и суть праздника Симхат Тора, дня Моше-рабейну: помнить, что в каждом еврее, особенно в том, кто исполняет миссию Всевышнего, заботясь о духовных и материальных нуждах своей общины, — горит искра Моше и искра Машиаха, та внутренняя точка души, готовая отказаться от всего, лишь бы у другого еврея было то, что нужно.

📸 На фото: р. Лазар вчера, в Исру-хаг, во время «Кинус Тора».

Гут шабес и хорошего месяца!

Шие



תגובות

פוסטים פופולריים מהבלוג הזה

глава Бешалах-Шира | פרשת בשלח, שירה

פרשת בהעלותך

глава Шмини, благословляем ияр