глава Берешит, благословляем месяц мархешван
ב"ה
Моменты недели — глава Берешит, благословляем месяц мархешван
Странник на два месяца в году / Зачем пришёл Велвл? / Пятьдесят лет с Торой / Моше, Машиах и я
1. Чашку кофе от реб Моше
Утром
в воскресенье, за день до Ѓошана раба, в большую сукку во дворе синагоги вошёл
гость — рав Биньямин Зильберштром из Иерусалима. Двумя историями, услышанными
от него в начале праздника, я уже поделился на прошлой неделе. А теперь, видя
всю суету вокруг раздачи горячих напитков и угощения гостям сукки, он захотел
меня поддержать и рассказал об известном хасиде, раввине Моше Ярославском,
который основал организацию «Ѓахнасат орхим» при дворе Ребе. Сколько труда он
вложил в этот проект — кормление гостей, приезжавших к Ребе!
Рав
Зильберштром описывал, как рав Моше звал его помочь носить большие кастрюли с
горячим кофе из кухни, находившейся на расстоянии от 770. Он рассказал и о том,
как Ребе лично подбадривал рава Моше:
«Помню, как в один из годов, после того как
Ребе несколько часов стоял в сукке, давая свои "четыре вида растений"
хасидам, он сказал секретарю раву Гронеру: “Можно попросить кофе у реб Моше?”
Рав Ярославский, который в это время раздавал гостям напитки в большой сукке,
быстро налил чашку горячего кофе и помчался в сукку Ребе, охваченный трепетом,
который невозможно описать».
Я
также понимаю, насколько важно дать возможность гостям сукки согреться,
особенно в холодную погоду. Кто-то приходит в сукку с термосом, но большинство
заходит, надеясь, что здесь их угостят тёплым кофе! И не ошибаются. Главный
раввин России р. Берл Лазар указал продлить часы работы «Комнаты Гриши» в
большой сукке, и я с самого утра принимал людей. Один молодой еврей проходил
мимо уже в шесть утра — с сумкой для спорта: он шёл в ближайший фитнес-центр, а
благодаря стакану кофе удостоился и выполнения заповеди «четырёх растений», с
благословением «шеѓехияну».
На
следующий день я встретил другого молодого человека, гостя из-за границы, не
говорящего по-русски. Я налил ему стакан кофе и предложил выполнить заповедь
«четырёх видов», и он с радостью согласился. Потом он рассказал: «Я из США,
управляю там отделом продаж одной компании и два месяца в году путешествую по
миру, встречаюсь с клиентами. В Россию я приехал накануне праздника — это уже
75-я страна, в которой я побывал! И то, что я увидел здесь, в еврейской общине,
поразило меня: братство, забота, гостеприимство».
Мне
было особенно приятно это услышать. Я пригласил управляющего отделом продаж на
Симхат Тора, но он должен был следовать к другой точке своего бизнес-маршрута.
2. «Слушающий — как отвечающий»
Мой
дорогой друг, раввин Смоленска, посланник рав Леви Ицхак Мондшайн поделился со
мной отрывком из записи его сына Береле, сделанной накануне Суккот. Береле,
ученик младшей ешивы в Москве, поехал домой на праздник. Хотя занятия в ешиве
продолжались и в Йом кипур, ему разрешили выехать в Смоленск раньше, чтобы
помочь отцу в этот святой день. Вот что он записал:
«В канун Йом кипура, после предпраздничной
трапезы, все спешат окунуться в микву. А я стоял у входа в зал синагоги и
помогал евреям надеть тфилин, до самого захода солнца. И вот подошёл Файвл,
пожилой еврей. Он с радостью согласился надеть тфилин, но когда дошло до чтения
благословения, сказал, что не сможет прочитать его даже по-русски — он почти
слепой. Я прочёл ему благословение и “Шма, Исраэль”, он повторил за мной слово
в слово, и так он исполнил заповедь.
Началась
молитва “Коль Нидрей”. После того как я узнал, что Файвл не может читать
махзор, я время от времени поглядывал на него — и видел: он встаёт, когда все
встают, садится, когда все садятся, при этом он не знает иврит и не понимает
слов молитвы! И всё же он оставался до конца. Когда он возвращался домой,
кто-то из членов общины помогал ему идти — ведь он почти не видит в темноте…
На
следующий день Файвл снова пришёл. Сидел спокойно, на своём обычном месте. Весь
день. Во время всех пяти долгих молитв святого дня он сидел на своём месте, не
в состоянии читать текст молитвы и объяснения, не понимая слов, которые звучат.
Одни
приходят на молитву, потому что чувствуют связь с её словами. Другие приходят,
чтобы послушать традиционные мелодии. Третьи — ради общения с друзьями за
праздничной трапезой, но ведь в Йом кипур нет никаких трапез. Файвл пришёл в
синагогу только потому, что это — Йом кипур, и еврей должен быть здесь!»
3. Юбилейный год
Было
уже далеко за полночь, ѓакафот в самом разгаре. Главный раввин России р. Берл
Лазар вдохновляет круги танцующих и сам танцует радостнее всех. К четвёртой
ѓакафе я пригласил для несения свитка Торы рава Александра Лакшина. Он поднялся
на биму, поцеловал и обнял свиток Торы, а затем неожиданно сказал:
«Сегодня ровно пятьдесят лет, как я впервые
в жизни пришёл в синагогу!»
В
1950-е гг. казалось, что идеологические усилия коммунистической партии приносят
плоды. Число евреев, посещавших синагоги, стремительно уменьшалось: старики
умирали, а молодёжь боялась проявлять интерес к еврейству, опасаясь за будущее
своих семей. Даже на Симхат Тора двор синагоги был почти пуст.
Однако
в 1960-е гг. в праздник Симхат Тора в московских и ленинградских синагогах
стало заметно больше молодых людей. Власти хотели, конечно же, это запретить,
но не могли: по советским законам исполнение религиозных обрядов разрешалось (в
отличие от «религиозной пропаганды», за которую карали). Однако способ наказать
евреев всё же был.
Приход
к синагоге в Симхат Тора был несовместим с членством в коммунистическом союзе
молодёжи – «комсомоле», он был несовместим с учёбой в престижном вузе,
находящемся под контролем коммунистической партии. К синагогам подъезжали
отряды милиции и «добровольной народной дружины», и записывали имена людей,
которые осмелились прийти. Таких исключали из комсомола и из вузов. Дело дошло
до того, что партийные комитеты некоторых университетов, в которых было много
евреев, специально давали преподавателям задания — задать студентам трудную
работу именно в канун Симхат Тора, чтобы те сидели, учились и не пошли в
синагогу. Но всё это не помогало.
Когда
рав Лакшин передал свиток одному из танцующих, мы сели в стороне, и он
рассказал:
«Я услышал, что на Симхат Тора бывает
большой праздник. Я не знал, что такое Симхат Тора, но как сын еврейских
родителей почувствовал, что надо пойти. Помню студентов старших курсов, которых
потом отчислили за участие в праздновании в ленинградской синагоге. Я был лишь
на втором курсе — и не испугался.
Евреев
было множество. Тысячи! Ленинградская улица Декабристов, на которой стоит
синагога, была перекрыта для движения, двор синагоги был переполнен, а о том,
чтобы войти внутрь, нечего было и думать. Это была, говоря современным языком,
«тусовка» - единственная в году еврейская «тусовка» Ленинграда. Одни пришли
встретить будущего супруга или супругу, другие — чтобы узнать, где можно
изучать иврит или еврейскую историю, а кто-то просто искал единомышленников.
В
здании рядом с синагогой находилась детская больница. Когда-то это здание
принадлежало еврейской общине, но потом власти его отобрали. Помню, как около
десяти вечера появилась группа врачей, требовавшая, чтобы мы разошлись — якобы
мы мешаем больным. Сразу после этого на улицу въехал огромный армейский
грузовик и стал выталкивать толпу…»
С
тех пор утекло много воды в прекрасных реках Ленинграда, вернувшего себе
древнее имя Петербург. Рав Лакшин впоследствии удостоился внимания Ребе, когда
тот принимал группу глав общин из России. Он преподаёт Тору и читает лекции,
совмещая это с работой востребованного переводчика в крупных организациях.
Фото недели: продолжение Моше
Трудно
описать словами возвышенную атмосферу Симхат Тора в центральной синагоге
«Марьина Роща». Ѓакафот в ночь праздника длились до трёх часов утра, а на
следующий день — с утра до позднего вечера, ещё долго после исхода праздника.
Один
из самых вдохновляющих моментов — несомненно, фарбренген утром праздника,
подготовка к ѓакафот и последующее чтение Торы, завершение всего свитка и
начало книги Берешит. С каждым годом народу становится всё больше. Я приведу
один фрагмент из речи р. Лазара на фарбренгене. Рав Лазар пересказал беседу
Ребе:
В
одной из бесед, произнесённой Любавичским Ребе в праздник Симхат Тора 5746
(1985 г.), он говорил о миссии посланника. Ребе объяснил, что слово «Машиах» по
числовому значению (гематрии) равно сумме слова «шалиах» (посланник) и числа десять, намекающего на десять
душевных сил. Это означает, что когда посланник служит Всевышнему всеми силами
своей души, он раскрывает в себе искру Машиаха. Это следует из сказанного: в
каждом еврее есть искра души Моше-рабейну.
Затем
Ребе с большой горячностью говорил о полной самоотдаче, которую требует миссия
посланника:
> «Зная, что в нём есть искра
Машиаха, и что в его силах и возможностях приблизить освобождение, — как может
посланник заниматься другими делами, отдыхать или “путешествовать”, даже
“путешествовать по духовным мирам”, когда на нём лежит ответственность и честь
приблизить Избавление?!»
Здесь
Ребе напомнил слова из Талмуда о царе Йероваме бен Невате, которому Всевышний
сказал:
> «Раскайся - и Я, ты и сын Ишая
(царь Давид) будем гулять в Ган Эдене».
> Йеровам спросил:
> «Кто будет во главе?»
> Всевышний ответил: «Сын Ишая».
> Тогда Йеровам сказал: «Если так —
не хочу».
Если
вдуматься в разницу между двумя фигурами — Моше-рабейну и Йеровамом, — можно
глубже понять, что такое еврейская миссия и что значит раскрыть в себе искру
Моше и Машиаха.
Моше
и Йеровам, оба стояли во главе народа и влияли на него, но влияние их было
противоположным. Как сказано в трактате Авот:
> «Тот, кто приводит многих к
заслугам, — через него не приходит грех; а тот, кто приводит многих к греху, —
не получает возможности раскаяться».
Моше
сам заслужил и спривёл к заслуге многих - заслуга народа связана с ним, как
сказано:
> «Он творил благодеяние Всевышнего и
Его суды с Израилем».
> Йеровам согрешил и ввёл народ в
грех, и грех народа связан с ним, как сказано:
> «За грехи Йеровама, которые он
совершил и которыми ввёл Израиль в грех».
Не
случайно Мишна приводит именно этот стих о Моше, ведь из него видно, как
действовал Моше-рабейну: он не просто делал добро другим, а жертвовал собой
ради них, даже если это стоило ему личного ущерба. Он разбил скрижали, самый
дорогой дар от Всевышнего, чтобы спасти Израиль от греха золотого тельца. Он
ударил в скалу, хотя это привело к тому, что он не вошёл в Землю Израиля — лишь
бы снять обвинения с народа.
Праведность
Моше упоминается и в молитве о дожде:
> «Когда Твои избранники жаждали
воды, он ударил в скалу — и потекли воды; за его праведность одари нас облаками
вод».
Моше
своим поступком выразил готовность потерять свой духовный мир, лишь бы народ не
страдал от жажды. Поэтому молитва о дожде упоминает его праведность — ведь из
его самоотдачи исходит благословение всему миру.
Фраза
«за его праведность одари нас облаками вод» звучит в этой молитве только трижды:
– при упоминании жертвенности Ицхака,
– при упоминании поступка Моше,
– и при воспоминании праведности сынов
Израиля, о которых сказано:
> «Кровь их пролилась на Тебя, как
вода… по их праведности даруй дождь».
Общее
в этих случаях — это самоотверженность, готовность отдать всё. И в ударе Моше
по скале присутствует тот же элемент самопожертвования, что и в Акеде и в
подвигах праведников всех поколений — он был готов полностью отказаться от
себя, лишь бы спасти свой народ.
Отсюда
понятны слова мудрецов:
> «Тот, кто приводит многих к
заслугам, через него не приходит грех».
Всевышний
не просто оберегает такого человека. Это вытекает из самой сути его служения:
он полностью предан Небесам и заботе о других, настолько, что в нём нет места
ощущению себя, способного привести к греху. Более того: «заслуга многих зависит
от него», и он получает заслуги всех тех, кого он привёл к добру.
Йеровам,
напротив, был антиподом Моше. Его гордыня была столь сильна, что он предпочёл
потерять Ган Эден и близость к Всевышнему, лишь бы не уступить первенство
Давиду! Чтобы сохранить своё ложное величие, он был готов ввергнуть в грех весь
Израиль. Про него и сказано:
> «Грех народа зависит от него»
—
ибо
вся его сущность — это «я», самость, а человек, пленённый собой, не способен
покаяться.
Из
этого следует главная мысль слов Ребе:
> Работа посланника — это работа
Моше-рабейну.
Работа
посланника подобна работе Моше Рабейну: посланник едет в далёкое место, и,
казалось бы, теряет в своей личной духовной работе — в молитве или учёбе. Но
делает это ради того, чтобы другие евреи удостоились исполнения заповедей,
которых без него они бы не знали вовсе. И тем самым он раскрывает в себе искру
Машиаха.
Здесь
Машиах — это не внешняя фигура, а воплощение бесконечного самоотрицания и
отдачи, присутствующих в каждой душе. Когда человек становится настоящим
посланником, действующим всеми десятью силами своей души ради других, — он
раскрывает этот свет в себе.
И
в этом — суть шлихута и суть праздника Симхат Тора, дня Моше-рабейну: помнить,
что в каждом еврее, особенно в том, кто исполняет миссию Всевышнего, заботясь о
духовных и материальных нуждах своей общины, — горит искра Моше и искра
Машиаха, та внутренняя точка души, готовая отказаться от всего, лишь бы у
другого еврея было то, что нужно.
📸 На фото: р. Лазар вчера, в
Исру-хаг, во время «Кинус Тора».
Гут
шабес и хорошего месяца!
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה