Шабат холь ѓа-моэд Суккот
ב"ה
Моменты недели – Шабат холь ѓа-моэд Суккот
Плод прекрасного дерева / Необычное интервью / «Но ведь это моё имя!» / «Чтобы фарбренген прошёл с большей ясностью»
1 Какой этрог «прекрасный»?
Во
время фарбренгена, состоявшегося после молитвы в прошлую субботу — между Йом
кипуром и праздником Суккот — под вдохновением от изучения беседы Ребе о
важности помогать евреям исполнить заповеди суки и четырёх видов,
опубликованной на этой неделе, Главный раввин России рав Берл Лазар рассказал
историю, связанную с известным хасидом равом Ѓершелем Хитриком.
Рав
Хитрик когда-то приезжал в Москву по делам торговли алмазами, и для контактов с
представителями правительства получил помощь от рава Зеэва Куравского. С тех
пор и до сегодня семьи Куравских и Хитриков поддерживают тёплую связь. Когда
старшему сыну семьи Куравских исполнилось тринадцать лет, рав Лазар обратился к
раву Хитрику и убедил его оплатить авиабилеты для всей семьи, чтобы они смогли
поехать к Ребе и получить его благословение. План действительно осуществился —
а в те трудные годы подобное было невероятно.
Рав
Хитрик занимался старинными книгами и доставал для Ребе редкие издания для
учёбы, благодаря чему сблизился с Ребе, который тогда ещё назывался просто
«Рамаш (рав Менахем Шнеерсон), зять Ребе Раяца». Перед праздником Суккот рав
Хитрик приобрёл для себя особенно красивый и совершенный этрог. В первый день
праздника, ранним утром, он окунулся в микву и с радостным трепетом направился
из дома в 770. По дороге он встретил Рамаша, который спросил его, куда тот идёт.
— В этом году мне удалось достать этрог
высшего качества, и я иду в сукку синагоги исполнить заповедь, — сказал рав
Хитрик, показывая этрог, действительно отличавшийся особенной красотой.
Рамаш
удивился: ведь хасиду полагается сначала благословить и исполнить заповедь на
четырёх видах своего Ребе, а уже потом пользоваться своими!
Рав
Хитрик возразил, что в этой заповеди особое значение имеет слово «себе»,
особенно в первый день, как сказано в Торе: «И возьмёте себе в первый день плод
прекрасного дерева». То есть в первый день Суккота «четыре вида» должны быть
своими.
Рамаш
ответил ему: «Что касается “себе”, можно найти решение — например, подарок с
условием возврата. Но что до “плод прекрасного дерева” — нет “прекраснее”
этрога Ребе. А кроме того, ведь с этрогом Ребе уже исполнили эту возвышенную
заповедь многие евреи. И именно это – то, что он послужил для заповеди многим
людям – добавляет этрогу “красоту”, а не внешний вид!»
*
Из
этого рав Лазар сделал вывод: каждый должен стараться дать возможность как
можно большему числу евреев исполнить заповедь, чтобы личный этрог стал
«прекрасным» именно благодаря тому, что многие евреи благословили на него. И
действительно, в этом году мы назначили специальных людей, которые целый день
дают возможность всем желающим исполнить заповедь с четырьмя видами в большой
сукке у центральной синагоги.
2 Эда ѓа-Харедит
Пока
я не взял газету в руки, мне трудно было поверить, что это действительно
правда. Слишком много неожиданностей могло помешать, но благословение
Всевышнего сопровождало всё начинание. В официальной газете общины «Эда
ѓа-Харедит» из Иерусалима, впервые в истории этого издания опубликовано большое
интервью с Главным раввином России р. Берлом Лазаром, занимающее десять
страниц, с заголовком на первой полосе. Дело в том, что община «Эда
ѓа-Харедит», известная всем религиозным евреям в Израиле, многие десятилетия
предпочитала «не замечать» Хабад, как будто и нет ни этого хасидского двора, ни
его многогранной деятельности. Причины такого бойкота лежат в глубокой
древности, слишком сложно объяснять их.
Автор
начинает статью так:
«Мы, редакция “Эды”, выделили место в нашем
праздничном выпуске, выходящем к празднику Суккот — времени нашей радости,
чтобы вы узнали о великих событиях. По правде говоря, мы не ожидали услышать
столько удивительных вещей. Вся беседа была полна неожиданностей и вызвала у
нас восхищение. И вот мы представляем её вам, чтобы и вы испытали радость
праздника. Теперь вы, читатели, можете увидеть плоды самоотверженности,
заложенной сто лет назад».
В
силу своей широкой деятельности рав Лазар время от времени даёт интервью
различным СМИ на разных языках — и в них с гордостью рассказывает о работе
посланников Ребе и о «еврейской революции» в России, отвечая ясно и современно
на все вопросы. Когда полтора месяца назад я организовал встречу с делегацией
старейшин «Эда ѓа-Харедит» и редакторами их официальной газеты «Эда» для
проведения праздничной беседы с Главным раввином России, я почувствовал,
насколько это личность мирового масштаба. Мне не доводилось встречать другого
человека, который мог бы с лёгкостью преодолевать границы между столь
различными лагерями и направлениями и везде вызывать уважение и симпатию.
Рав
Лазар рассказывал об истории самопожертвования евреев России под руководством
Ребе Раяца, о широкой деятельности посланников Ребе по всей стране. Материал
сопровождается фотографиями встреч раввинов и адморов из Эды ѓа-Харедит с
Главным раввином России. Эта публикация — историческое событие,
свидетельствующее о глубоком уважении, которое выражают представители самых
разных общин и направлений к личности р. Лазара и ко всей деятельности
посланников Любавичского Ребе, неустанно действующих во благо еврейских общин
по всей России.
3 Два Шая Сегаля
Как
и каждый вечер после праздничной трапезы, Главный раввин России рав Берл Лазар
сам организует праздничные танцы на улице. Он выходит во главе участников
трапезы, ведя всех на соседнюю улицу, чтобы танцевать и радоваться с намерением
продолжить влияние заповеди сукки и радости праздника за пределы сукки. «Когда
распространятся источники твои наружу!» Какое это чудесное зрелище — видеть
множество людей, соединённых в огромный круг, поющих «Эх ты земляк» в полночь,
под открытым небом. А затем начинается фарбренген.
Во
второй вечер праздника Суккот в нашу сукку пришёл особый гость из Иерусалима —
рав Биньямин Зильберштром. Праздничную трапезу он проводил у своей дочери и
зятя — хасидского наставника рава Мордехая-Элазара Гроссмана, к которым он
приехал на первую часть праздника перед поездкой на Симхат Тора к Ребе.
Две
недели назад р. Зильберштром был в гостях у своего сына, р. Симхи, руководителя
образовательных учреждений и раввина одного из районов города Цфат. Там одного
из присутствующих попросили сказать «лехаим». Его звали Шай Сегаль, и он
поделился поразительной историей, случившейся с ним. Этот еврей был
религиозным, но не хасидом. Он брился, однако в те дни, когда запрещена стрижка
и бритьё – например, в дни омера или в «три недели» - бритву не брал.
После
одного из таких периодов жена намекнула ему, что пора, как обычно, сбрить
бороду. Но он уже что-то решил и зашёл в центральную синагогу Хабада в Цфате,
написал письмо Ребе и положил его в один из томов «Игрот кодеш». И был поражён:
ответ Ребе был о важности ношения бороды! Он повторил свой «запрос» ещё дважды,
и в трёх разных томах, в ответах трём разным людям, все три письма говорили об
одном: о ценности и благословении для того, кто отращивает бороду.
Разумеется,
после такого жена согласилась с его решением — пусть даже в его окружении не
было принято носить бороду.
А
теперь — рассказ самого Шая Сегаля:
«Через некоторое время хасиды начали
уговаривать меня поехать к Ребе. Я решился — и полетел. Прибыл на святой день
10 Швата. Первым делом поехал в Краун-Хайтс, чтобы помолиться утреннюю молитву
в 770. Впервые в жизни вхожу в огромный зал, полный людей. Ищу, куда положить
тфилин и талит, но всё занято, каждый уголок.
Я
почувствовал разочарование. Думаю: “Кому я тут нужен? Зачем приехал?” Проходя
мимо скамейки слева от бимы в центре зала, вижу: пожилой хасид вдруг
поднимается и машет мне — мол, садись на моё место. Я прошёл, сел — и оцепенел:
на спинке стула наклейка с надписью ‘Шай Сегаль’! Я сказал тому хасиду: “Но
ведь это моё имя!” А он ответил: “Значит, Ребе позвал тебя. Ребе хочет тебя.” С
тех пор я здесь. Хасид Ребе».
Позже
выяснилось, что раньше в 770 действительно учился студент по имени Шай Сегаль,
знакомый раву Зильберштрому. Чтобы сохранить за собой место, он наклеил на
спинку стула наклейку с именем. В 770 такие наклейки могут оставаться годами. И
вот, по воле Провидения, спустя годы мимо проходил другой Шай Сегаль — именно
тогда, когда ему был нужен знак Свыше, что Ребе зовёт его.
Фото недели: «И освятите пятидесятый год»
Атмосфера
в сукке — с первых минут праздника — всегда особенная, и погода играет в этом
немалую роль. В этом году нам выпала приятная погода, и я подумал об
удивительном письме, написанном одним энергичным юношей пятьдесят лет назад.
«Сегодня для меня особенный день», — начал
рав Биньямин Зильберштром после нигуна и «лехаим». И он рассказал историю своей
жизни — случившуюся ровно пятьдесят лет назад, в этот самый день.
«Во время праздника Суккот Ребе просил
хасидов выходить и радовать евреев на праздновании Симхат бейт ѓа-шоэва.
Несколько лет подряд я имел честь организовывать эту кампанию: в полдень в холь
ѓа-моэд к зданию 770 подъезжали автобусы, чтобы развезти хасидов по районам
Нью-Йорка, где жили евреи, — навещать синагоги, петь, танцевать и радовать
людей.
В
Суккот 5736 года (1975) возникла проблема: с вечера праздника и все дни лил
проливной дождь, почти не прекращаясь. Я вспомнил слова Мишны в трактате Сукка,
где говорится, что это похоже на раба, который подал своему господину чашу, а
тот выплеснул ему чашу в лицо — то есть знак, что служение не принято. Было
тяжело на сердце: как же теперь радовать евреев?
Не
знаю, откуда взялся у меня такой смелый порыв, но я сел и написал Ребе: “Мы
готовим группы, чтобы поехать по всему городу радовать евреев, но дождь не
прекращается. А ведь по словам мудрецов, это знак, противоположный радости
Израиля. Как мы можем радовать евреев в такой ситуации?”
Честно
говоря, я не ожидал, что Ребе ответит. В глубине души, может быть, надеялся,
что он благословит, чтобы дождь прекратился, — как бывало в других случаях,
например на парадах Лаг ба-Омер. Но произошло иное.
В
тот день около часа дня я уже был в автобусе, проверяя последние приготовления.
Дождь – не дождь, а ехать надо! Вдруг кто-то хлопает меня по плечу: “Биньямин,
тебя вызывают из канцелярии Ребе.” “Через минуту, дай закончить организацию,” —
ответил я. Через несколько минут пришли снова — уже настойчиво: “Иди
немедленно!” Я понял, что дело срочное, и поспешил.
Секретарь,
рав Биньямин Кляйн, сказал: “Ты написал письмо — вот ответ. Садись, перепиши.”
Ребе написал ответ своей рукой на том самом листке, который я передал в
канцелярию. Но оригиналы писем Ребе никому не выдавали, поэтому мне велели
переписать текст. Я ожидал пару строк — а там больше десяти!
Ребе
писал: “Вы идёте сейчас по районам города, и люди, вместо того чтобы сидеть в
сукке, будут сидеть в домах и синагогах. Объясните им, что в этом нет
недостатка! Ведь цель собрания — говорить слова Торы, рассказывать о величии
Всевышнего, о Его делах и заповедях. А раз по закону Торы сейчас можно сидеть
вне сукки, значит, с Неба хотят, чтобы фарбренген прошёл удобнее, с большей
сосредоточенностью и ясностью, чтобы слова проникли в сердца глубже.”
Ответ
Ребе повесили на двери синагоги. Кто-то, прочитав его, воскликнул: “Послушай,
это же прямо Баал Шем Тов! Это прямо-таки рабби Леви-Ицхак из Бердичева!
Великие защитники Израиля, которые всегда говорили: ‘И народ Твой — все
праведники’, они желанны, и их служение принято!” И Ребе наряду с ними –
защитник Израиля».
И,
как многие вокруг, я поднял глаза к схаху — крыше большой, высокой сукки, и
подумал: а может быть, именно заслуги того письма, которое рав Зильберштром
получил ровно пятьдесят лет назад, привели к тому, что в этом году мы
удостоились такой чудесной погоды и сидим здесь, как братья, наслаждаясь
присутствием Всевышнего — и духовно, и материально.
Гут
шабес и моадим ле-симха!
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה