глава Ницавим
ב"ה
Моменты недели – глава Ницавим
Благодарность и практичность / Всё – правда / «Вы, хабадники, не упрекаете!» / Кто запел во время «Неилы»
1. Старый друг лучше новых двух
«Вам, наверное, странно, почему я не оставляю своё старое место». Да, вопрос
вертелся у меня на языке, и мой собеседник избавил меня от необходимости его
задавать. Мой собеседник – уважаемый бизнесмен, который в преддверии
наступающего нового года уделяет больше времени душе и старается умножать
заповеди и добрые дела. В спокойной атмосфере после наложения тфилин он и
рассказал мне историю, из которой я вынес урок.
Главное место его деловой
активности сегодня — в большом и просторном торговом центре. Но начал он в
маленьком, старом и непрестижном месте. И всё же он оставил там первый свой
филиал, открытый когда-то, и не закрывает его даже сейчас, хотя вероятно, это
экономически невыгодно.
«Люди в том месте дали мне шанс в трудный период моей жизни, когда никто не
верил в мой подход к бизнесу. Прошли годы, и, слава Всевышнему, удача осветила
мою жизнь. Но я не забуду тех, кто поддержал меня в то время. Я решил оставить
свой филиал в том первоначальном месте: для них это важно экономически, а для
меня — духовно».
Таков правильный путь для
каждого из нас. Это и выражение благодарности, и практично. Ведь никогда нельзя
знать, что принесёт завтрашний день, поэтому нельзя забывать, откуда я пришёл и
кто мне помогал — в семье ли, в обществе, в бизнесе.
В памяти всплыли слова царя
Шломо в книге Мишлей: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от
него и когда состарится». А почему в старости человек нуждается в том
воспитании, что получил в юности? Чудесное объяснение приводит Алтер Ребе в Тании:
даже праведник, поднимаясь с одной ступени на другую, в момент перехода
находится в состоянии «падения» относительно своей прежней ступени (ведь он уже
не на ней), и нуждается в своём «юношеском» воспитании, чтобы подняться на
новую, более высокую.
2. Ох, спина замучила!
- Однажды на молитве хасиды заметили, что их ребе сильно страдает. Время от
времени раздавался вздох, разрывавший сердце, и в синагоге воцарилась тревога.
Хасиды пришли к выводу: видимо, над ними или над еврейским народом нависла
тяжёлая угроза, и их праведный ребе пытается в молитве воззвать к милосердию
Небес. Разумеется, хасиды начали молиться с особой сосредоточенностью и великим
воодушевлением.
Однако по окончании молитвы
ребе громко сказал: «Ох, спина замучила!»
Староста синагоги спросил:
«Может, лучше было оставить это между нами? Сегодня народ молился с такой
силой, прямо как во время «Неила» в Йом кипур; жалко разрушать такую
возвышенную атмосферу…»
Но ребе ответил: «Пойди и
расскажи всем правду. Ведь от лжи никогда не выйдет ничего хорошего!»
Эту историю я услышал много
лет назад от моего друга, раввина Боруха Горина, без подробностей — с кем и
когда это произошло. Но её глубокий посыл всегда сопровождает меня: если хочешь
повлиять или воспитать, это возможно только с помощью правдивого рассказа.
Меня часто спрашивают о
историях, которые я публикую в этой рубрике: а это правда было? Конечно, иногда
по причине деликатности нужно изменить идентифицирующие детали, но всё, что я
рассказываю – правда. Многие истории я, записав, сразу пересылаю герою истории
или тому, от кого её услышал, и лишь после его подтверждения публикую, чтобы
использовать данный мне свыше дар слова и возможность передавать дальше искры
веры и стремление к добрым делам.
3. Упрекать – очень трудное дело
В прошлый Шабат я с моим
родственником был в одной общине, и староста синагоги попросил его быть
«баал-коре», читать недельную главу. Пока он готовился выйти на биму, произошла
странная сцена. К нему подошёл некто из молящихся и сказал: «Вот этого – не вызывай
к Торе, он не соблюдает Шабат, как и большинство людей здесь». Мой родственник
удивился и ответил: «Их же просто не воспитали в этом духе, и они не осознают
необходимость ѓалахи. Они нарушают неумышленно, их можно вызывать к Торе».
Но тот человек не успокоился
и после молитвы обратился к нам с упрёком: «Вы, хабадники, не порицаете
нарушителей заповедей. Вы не выполняете слова Гемары, которая говорит: если
видишь грех у ближнего – заповедано его ненавидеть!» Я вспомнил об этом два дня
спустя, в понедельник, когда учил «Га-йом йом» на тот день, 22 элула: «Хасидизм
требует: прежде чем упрекать, нужно убрать когти, чтобы не оцарапать».
Мы подходим к завершению
книги Дварим, которая началась с упрёков Моше Рабейну народу Израиля. Но всё
это произошло лишь в сороковой год после исхода из Египта, незадолго до его
смерти. Комментаторы объясняют: Моше отложил порицание евреев до самого конца
своей жизни, поскольку исполнение заповеди увещевания обставлено большим
количеством условий и ограничений.
Прежде всего, надо желать
исправить человека, а не просто его поругать. Потом, мы обязаны подумать: каков
будет результат наших слов, положительный или, не дай Б-г, наоборот? Далее:
упрек должен звучать намёком, в мягкой форме. И наконец: нужно «ненавидеть»
грех, и ни в коем случае не грешника!
Так писал Ребе Раяц о
требованиях к участникам фарбренгена исправить свои поступки и поведение: «И
все эти требования, хотя они исходят из глубокой внутренней любви и особой
привязанности, тем не менее чаще всего они приходят в форме укола, подобно
игле, через которую вводят в тело лекарство. Ведь цель инъекции лекарства —
благо, и всё же оно осуществляется посредством укола». А инъекцию стараются
сделать как можно менее болезненной.
В другом послании Ребе Раяц
писал: «Что касается упрёка — в этом допускают большие ошибки. Иногда, желая
помочь, с лучшими намерениями не только не исправляют, но ещё больше портят. А
если бы увещевание проводилось по закону Торы и в духе хасидизма, удалось бы
приблизить далёких».
И если везде в мире требуется
особая осторожность с людьми, которым не посчастливилось вырасти в атмосфере
настоящего еврейского воспитания, то тем более здесь, в России, где долгие годы
евреев, соблюдающих Тору и заповеди, преследовали. Тем более «наши пути» должны
быть «путями приятности». Прежде всего найдём заслуги в еврее, и с их помощью
вернём его к Источнику. А если требуется упрёк — то именно так, как
предписывает ѓалаха.
Фото недели: «Кукареку» по-московски
В понедельник утром в
Центральной синагоге «Марьина Роща» появился давний член общины. Хотя он
родился и живёт в Иерусалиме, но в первые годы становления общины, около
двадцати пяти лет назад, он был одним из тех, кто её поддерживал. Он вёл
молитвы небольшой тогда общины, он участвовал в разных мероприятиях, и вообще
много сделал для евреев Москвы, хотя и без шумихи. Это рав Меир Давид Бергман,
один из руководителей системы кашрута «Эда ѓа-харедит» в Иерусалиме и один из
видных активистов Хабада в Иерусалиме.
На этот раз он в Москве
проездом: р. Бергман приехал в Россию на «Шабат слихот» в Любавичах. Число
участников этого Шабата год от года растёт, и многие считают правильным
подготовиться к новому году именно в этом святом месте. После молитвы мы
встретились снова, и пошли воспоминания. Рав Бергман описал молитвы, которые
проходили в маленьком соседнем здании, в то время как нынешнее здание ещё
строилось.
- В первый раз, когда я приехал сюда на Йом кипур, я увидел невероятное
зрелище, которое помню до сих пор. После молитв «Коль нидрей» и «Маарив» я
вышел вместе с равом Лазаром, чтобы пойти к его первой маленькой квартире, куда
меня пригласили ночевать. На улице перед синагогой мы встретили троих
«олигархов». Их ждали «мерседесы» с личными водителями, они курили и обсуждали,
как сейчас вместе поедут в баню.
Рав Лазар приветствовал их с
большим уважением, поинтересовался, как у них дела. Один из «олигархов» сказал,
что начал приближаться к еврейской традиции, и несмотря на то, что собирается
сейчас в баню, будет поститься. Рав Лазар пригласил его к себе домой, чтобы ему
было легче завтра.
Я стоял в стороне, поражённый
этим невероятным зрелищем. Только что мы вышли с возвышенной молитвы Йом
кипура, а раввин Москвы спокойно разговаривает с тремя евреями, курящими в этот
святой день и обсуждающими, как они сейчас поедут в баню! В такие часы у нас в
Иерусалиме напряжение можно резать ножом, а здесь идёт непринуждённая беседа!
А каков был итог? Тот третий
«олигарх» не поехал в баню, присоединился к нам, переночевал в квартире р.
Лазара, должным образом провёл весь Йом кипур, а потом записал своих детей в
еврейскую школу. Такая личность, как рав Лазар, умеет набраться терпения и
действовать с мудростью и преданностью, чтобы приблизить к еврейству целую
семью.
*
Пока я переваривал этот
рассказ, р. Бергман вспомнил ещё один трогательный эпизод, тоже в Йом Кипур, но
на молитве Неила, когда он вёл молитву.
- Был у нас такой Велвел. Он приехал в Москву из Румынии, помнил идиш и
немного из еврейской традиции, которую видел в детстве. Голос у него был
высокий, и он очень любил петь, особенно одну песню на идише, которую помнил:
„А идише мамэ“. В ней он выражал все свои еврейские чувства. Мы стояли на
молитве, а Велвел стал ходить туда-сюда, и вдруг в тишине громко раздалось его
пение: „А идише мамэ — эс гибт нит бессер ин дер велт…“
Я сразу вспомнил рассказ о
еврейском мальчике-пастухе, который выкрикнул „Кукареку“ в самый разгар молитвы
Йом Кипура, и святой Баал Шем Тов сказал, что этот крик отменил все небесные
приговоры и поднял ввысь молитвы всего народа Израиля. Перед нами сейчас было
то же самое явление, только на современный лад – искренность, идущая от сердца!
Гут шабес!
Доброй записи и подписи вам,
на добрый и сладкий год.
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה