глава Ницавим

 ב"ה

Моменты недели – глава Ницавим

Благодарность и практичность / Всё – правда / «Вы, хабадники, не упрекаете!» / Кто запел во время «Неилы»

1. Старый друг лучше новых двух

«Вам, наверное, странно, почему я не оставляю своё старое место». Да, вопрос вертелся у меня на языке, и мой собеседник избавил меня от необходимости его задавать. Мой собеседник – уважаемый бизнесмен, который в преддверии наступающего нового года уделяет больше времени душе и старается умножать заповеди и добрые дела. В спокойной атмосфере после наложения тфилин он и рассказал мне историю, из которой я вынес урок.

Главное место его деловой активности сегодня — в большом и просторном торговом центре. Но начал он в маленьком, старом и непрестижном месте. И всё же он оставил там первый свой филиал, открытый когда-то, и не закрывает его даже сейчас, хотя вероятно, это экономически невыгодно.

«Люди в том месте дали мне шанс в трудный период моей жизни, когда никто не верил в мой подход к бизнесу. Прошли годы, и, слава Всевышнему, удача осветила мою жизнь. Но я не забуду тех, кто поддержал меня в то время. Я решил оставить свой филиал в том первоначальном месте: для них это важно экономически, а для меня — духовно».

Таков правильный путь для каждого из нас. Это и выражение благодарности, и практично. Ведь никогда нельзя знать, что принесёт завтрашний день, поэтому нельзя забывать, откуда я пришёл и кто мне помогал — в семье ли, в обществе, в бизнесе.

В памяти всплыли слова царя Шломо в книге Мишлей: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него и когда состарится». А почему в старости человек нуждается в том воспитании, что получил в юности? Чудесное объяснение приводит Алтер Ребе в Тании: даже праведник, поднимаясь с одной ступени на другую, в момент перехода находится в состоянии «падения» относительно своей прежней ступени (ведь он уже не на ней), и нуждается в своём «юношеском» воспитании, чтобы подняться на новую, более высокую.

 

2. Ох, спина замучила!

- Однажды на молитве хасиды заметили, что их ребе сильно страдает. Время от времени раздавался вздох, разрывавший сердце, и в синагоге воцарилась тревога. Хасиды пришли к выводу: видимо, над ними или над еврейским народом нависла тяжёлая угроза, и их праведный ребе пытается в молитве воззвать к милосердию Небес. Разумеется, хасиды начали молиться с особой сосредоточенностью и великим воодушевлением.

Однако по окончании молитвы ребе громко сказал: «Ох, спина замучила

Староста синагоги спросил: «Может, лучше было оставить это между нами? Сегодня народ молился с такой силой, прямо как во время «Неила» в Йом кипур; жалко разрушать такую возвышенную атмосферу…»

Но ребе ответил: «Пойди и расскажи всем правду. Ведь от лжи никогда не выйдет ничего хорошего

Эту историю я услышал много лет назад от моего друга, раввина Боруха Горина, без подробностей — с кем и когда это произошло. Но её глубокий посыл всегда сопровождает меня: если хочешь повлиять или воспитать, это возможно только с помощью правдивого рассказа.

Меня часто спрашивают о историях, которые я публикую в этой рубрике: а это правда было? Конечно, иногда по причине деликатности нужно изменить идентифицирующие детали, но всё, что я рассказываю – правда. Многие истории я, записав, сразу пересылаю герою истории или тому, от кого её услышал, и лишь после его подтверждения публикую, чтобы использовать данный мне свыше дар слова и возможность передавать дальше искры веры и стремление к добрым делам.

 

3. Упрекать – очень трудное дело

В прошлый Шабат я с моим родственником был в одной общине, и староста синагоги попросил его быть «баал-коре», читать недельную главу. Пока он готовился выйти на биму, произошла странная сцена. К нему подошёл некто из молящихся и сказал: «Вот этого – не вызывай к Торе, он не соблюдает Шабат, как и большинство людей здесь». Мой родственник удивился и ответил: «Их же просто не воспитали в этом духе, и они не осознают необходимость ѓалахи. Они нарушают неумышленно, их можно вызывать к Торе».

Но тот человек не успокоился и после молитвы обратился к нам с упрёком: «Вы, хабадники, не порицаете нарушителей заповедей. Вы не выполняете слова Гемары, которая говорит: если видишь грех у ближнего – заповедано его ненавидеть!» Я вспомнил об этом два дня спустя, в понедельник, когда учил «Га-йом йом» на тот день, 22 элула: «Хасидизм требует: прежде чем упрекать, нужно убрать когти, чтобы не оцарапать».

Мы подходим к завершению книги Дварим, которая началась с упрёков Моше Рабейну народу Израиля. Но всё это произошло лишь в сороковой год после исхода из Египта, незадолго до его смерти. Комментаторы объясняют: Моше отложил порицание евреев до самого конца своей жизни, поскольку исполнение заповеди увещевания обставлено большим количеством условий и ограничений.

Прежде всего, надо желать исправить человека, а не просто его поругать. Потом, мы обязаны подумать: каков будет результат наших слов, положительный или, не дай Б-г, наоборот? Далее: упрек должен звучать намёком, в мягкой форме. И наконец: нужно «ненавидеть» грех, и ни в коем случае не грешника!

Так писал Ребе Раяц о требованиях к участникам фарбренгена исправить свои поступки и поведение: «И все эти требования, хотя они исходят из глубокой внутренней любви и особой привязанности, тем не менее чаще всего они приходят в форме укола, подобно игле, через которую вводят в тело лекарство. Ведь цель инъекции лекарства — благо, и всё же оно осуществляется посредством укола». А инъекцию стараются сделать как можно менее болезненной.

В другом послании Ребе Раяц писал: «Что касается упрёка — в этом допускают большие ошибки. Иногда, желая помочь, с лучшими намерениями не только не исправляют, но ещё больше портят. А если бы увещевание проводилось по закону Торы и в духе хасидизма, удалось бы приблизить далёких».

И если везде в мире требуется особая осторожность с людьми, которым не посчастливилось вырасти в атмосфере настоящего еврейского воспитания, то тем более здесь, в России, где долгие годы евреев, соблюдающих Тору и заповеди, преследовали. Тем более «наши пути» должны быть «путями приятности». Прежде всего найдём заслуги в еврее, и с их помощью вернём его к Источнику. А если требуется упрёк — то именно так, как предписывает ѓалаха.

Фото недели: «Кукареку» по-московски

В понедельник утром в Центральной синагоге «Марьина Роща» появился давний член общины. Хотя он родился и живёт в Иерусалиме, но в первые годы становления общины, около двадцати пяти лет назад, он был одним из тех, кто её поддерживал. Он вёл молитвы небольшой тогда общины, он участвовал в разных мероприятиях, и вообще много сделал для евреев Москвы, хотя и без шумихи. Это рав Меир Давид Бергман, один из руководителей системы кашрута «Эда ѓа-харедит» в Иерусалиме и один из видных активистов Хабада в Иерусалиме.

На этот раз он в Москве проездом: р. Бергман приехал в Россию на «Шабат слихот» в Любавичах. Число участников этого Шабата год от года растёт, и многие считают правильным подготовиться к новому году именно в этом святом месте. После молитвы мы встретились снова, и пошли воспоминания. Рав Бергман описал молитвы, которые проходили в маленьком соседнем здании, в то время как нынешнее здание ещё строилось.

- В первый раз, когда я приехал сюда на Йом кипур, я увидел невероятное зрелище, которое помню до сих пор. После молитв «Коль нидрей» и «Маарив» я вышел вместе с равом Лазаром, чтобы пойти к его первой маленькой квартире, куда меня пригласили ночевать. На улице перед синагогой мы встретили троих «олигархов». Их ждали «мерседесы» с личными водителями, они курили и обсуждали, как сейчас вместе поедут в баню.

Рав Лазар приветствовал их с большим уважением, поинтересовался, как у них дела. Один из «олигархов» сказал, что начал приближаться к еврейской традиции, и несмотря на то, что собирается сейчас в баню, будет поститься. Рав Лазар пригласил его к себе домой, чтобы ему было легче завтра.

Я стоял в стороне, поражённый этим невероятным зрелищем. Только что мы вышли с возвышенной молитвы Йом кипура, а раввин Москвы спокойно разговаривает с тремя евреями, курящими в этот святой день и обсуждающими, как они сейчас поедут в баню! В такие часы у нас в Иерусалиме напряжение можно резать ножом, а здесь идёт непринуждённая беседа!

А каков был итог? Тот третий «олигарх» не поехал в баню, присоединился к нам, переночевал в квартире р. Лазара, должным образом провёл весь Йом кипур, а потом записал своих детей в еврейскую школу. Такая личность, как рав Лазар, умеет набраться терпения и действовать с мудростью и преданностью, чтобы приблизить к еврейству целую семью.

*

Пока я переваривал этот рассказ, р. Бергман вспомнил ещё один трогательный эпизод, тоже в Йом Кипур, но на молитве Неила, когда он вёл молитву.

- Был у нас такой Велвел. Он приехал в Москву из Румынии, помнил идиш и немного из еврейской традиции, которую видел в детстве. Голос у него был высокий, и он очень любил петь, особенно одну песню на идише, которую помнил: „А идише мамэ“. В ней он выражал все свои еврейские чувства. Мы стояли на молитве, а Велвел стал ходить туда-сюда, и вдруг в тишине громко раздалось его пение: „А идише мамэ — эс гибт нит бессер ин дер велт…“

Я сразу вспомнил рассказ о еврейском мальчике-пастухе, который выкрикнул „Кукареку“ в самый разгар молитвы Йом Кипура, и святой Баал Шем Тов сказал, что этот крик отменил все небесные приговоры и поднял ввысь молитвы всего народа Израиля. Перед нами сейчас было то же самое явление, только на современный лад – искренность, идущая от сердца!

Гут шабес!

Доброй записи и подписи вам, на добрый и сладкий год.

Шие



תגובות

פוסטים פופולריים מהבלוג הזה

глава Бешалах-Шира | פרשת בשלח, שירה

פרשת בהעלותך

глава Шмини, благословляем ияр