глава Ки Таво, шабат слихот
ב"ה
Моменты недели – глава Ки Таво, шабат слихот
«Мы хотели помочь Ребе» / «Телефонная
наркомания» в детском лагере / «Никто не может стоять рядом с освятившими Имя»
/ Офис шалиахов
1. Помочь Ребе?
Постоянные
участники фарбренгенов уловили в атмосфере приметы Симхат Тора. Хотя это был
обычный Шабат, без какой-либо хасидской даты, хотя до Симхат Тора ещё месяц,
всё же фарбренген на прошлой неделе был пронизан настроением месяца тишрей. А
приурочен он был к 35-летию переезда в Москву р. Берла Лазара с семьёй, на
священную миссию по поручению Ребе. С тех пор посланники Ребе наполнили — и
продолжают наполнять — все страны бывшего Советского Союза. В этом настроении
Главный раввин России поделился с нами двумя волнующими и поучительными
воспоминаниями из времени своей учёбы в ешиве в 770.
Однажды
в середине дня его вызвал секретарь Ребе, раввин Биньямин Кляйн, и попросил
сходить в дом Ребе на Президент-стрит, чтобы принести оттуда еду,
приготовленную ребецн для Ребе. Наш Ребе ел лишь то, что готовила его супруга.
Берл Лазар воспринял это как великую честь и поспешил исполнить просьбу, думая
о том, что сейчас ему выпадет возможность впервые увидеть изнутри частный дом
Ребе — редкая привилегия.
«Я застегнул пиджак, поправил шляпу и
перевёл дух, подойдя к дому Ребе. Я поднялся по ступеням, мечтая об
осуществлении своей давней мечты. И обнаружил, что у двери, снаружи, уже стоит
приготовленный простой пакет с едой, которую ребецн Хая-Мушка заботливо
приготовила для Ребе. Ребецн сэкономила мне усилия, даже несколько шагов – но
сэкономила».
А
вот другая история. Однажды хасиды узнали, что у Ребе болят ноги. Боль Ребе —
это боль всех, кто связан с ним. Хасиды плакали, обсуждая разные советы и идеи
– как помочь Ребе.
«Мы, несколько учеников ешивы, решили
помочь Ребе так: расставили столы вдоль привычного пути, по которому Ребе
проходил от западного входа в зал синагоги до своего возвышения для молитвы на
юго-восточной стороне. Мы думали, что Ребе сможет опираться на них во время
длинного пути через большой зал туда и обратно. Мы стояли в стороне, трепеща от
радости за честь помочь Ребе. Вот он входит, идёт своим обычным маршрутом – и
не опирается, и даже не касается столов…»
Рав
Лазар пригубил из бокала вина, на который сделал кидуш несколько часов назад,
возвысил голос и сказал:
«А вот вывод, который мы должны сделать. Мы
иногда пытаемся будто бы помочь Ребе, ищем, как бы сделать ему лучше и
приятнее. Но мы уже научились понимать: Ребе не нуждается в этом от нас. Он
этого не требует. А вот о чём нельзя забывать — это о его ясных и прямых
просьбах. О тех, про которые он сказал, что это “душевная просьба”: больше
учить Тору, распространять источники хасидизма, любить евреев. Строго исполняя
именно это, мы правильно выполняем нашу миссию и выполняем его истинное желание!»
2. «А наш сын привык»
На
этой неделе я встретился с одним московским евреем, с помощью Всевышнего
обладателем солидного состояния. Этот человек не получил еврейского воспитания
и не учился в еврейской школе. Но с возрастом, познавая жизнь и мир, он понял и
осознал, что ради цельности своей семьи ему необходимо настоять хотя бы на трёх
важнейших вещах в своём доме: соблюдении Шабата, кашрута и семейной чистоты.
Мы
разговорились о том о сём, и он рассказал о прошедшем лете, когда он полетел с
семьёй за границу, чтобы отправить своего сына-подростка в еврейский спортивный
лагерь. Всё там было на высшем уровне: лучшие вожатые, прекрасные условия.
Однако
в разговорах с другими родителями он слышал, что их дети жалуются на
администрацию лагеря, в то время как он сам с супругой не понимали, на что те
жалуются. Их сын был совершенно доволен. Когда программа подошла к концу, сын
рассказал, что было немало детей, которые решили покинуть лагерь ещё до
окончания срока, а многие из тех, кто остался, даже плакали — или в телефонных
разговорах с родителями, или втихомолку, как видел он сам среди друзей по
комнате. Что же так огорчало детей в прекрасных условиях лагеря?
Выяснилось,
что одним из условий пребывания в спортивном лагере было обязательное сдавание
мобильного телефона главному вожатому — с возвратом лишь на один час в сутки.
Именно это и ломало сердца многих детей! Эти ребята были привязаны к телефонам,
словно к кислородной трубке, и многие не могли выдержать столь долгого разрыва.
Я,
само собой, задался очевидным вопросом: «А чем твой сын отличается от
остальных?» — Он улыбнулся и ответил: «У нас дети привыкли, что раз в неделю, с
захода солнца в пятницу и до исхода Шабата, к телефону не прикасаются! Шабат
соблюдается во что бы то ни стало. И с таким воспитанием наш сын совсем не
испытал трудностей с этим требованием лагеря. Он получал удовольствие от
общения со сверстниками "в реале" и от всех интересных программ,
которые устраивали вожатые».
3. Шестеро мучеников
В
одном из утешительных посланий Главный раввин России р. Берл Лазар затронул
тему возвышенности евреев, погибших во имя освящения Имени Всевышнего. Он
подчеркнул, что слова мудрецов: «Никто не может сравниться с убитыми злодейским
царством» относятся не только к десяти мученикам эпохи Мишны, которых казнили
злодеи-римляне, но и к каждому еврею, отдавшему жизнь лишь за то, что он —
еврей, даже если это не было его выбором и он к этому не готовился.
Мудрецы
приводят в пример историю о Паппосе и Лулианусе, убитых в Лоде. Во времена
римлян дочь губернатора была найдена убитой, и власти хотели жестоко наказать
всех евреев Лода. Чтобы спасти всю общину от уничтожения, два брата взяли вину
на себя, хотя не имели к ней отношения. Их казнили, но они спасли целую общину.
Рав
Лазар привёл постановление Рамбама в «Мишне Тора» и в «Послании о временах
гонений»: любой, кто погибает во имя освящения Имени, велик и возвышен, даже
если всю жизнь он не был безупречен в путях своих. Сам факт, что его душа была
отнята только из-за его еврейства, раскрывает глубинную сущность связи каждого
еврея с Всевышним.
В
начале письма раввин отмечает, что по особому Провидению как раз сейчас
опубликована новая редакция беседы Любавичского Ребе на Симхат Тора 5737 (1976
г.). Тогда Ребе говорил о чуде спасения заложников в Энтеббе и о духовном
пробуждении, которое должно из этого вытекать. В той беседе он упомянул
бытовавшее тогда мнение: раз есть сомнения, насколько солдаты, спасавшие
заложников, соблюдают заповеди – как может быть, что Всевышний совершил через
них чудо?
И
ответил Ребе, что этот довод противоречит многим историям Талмуда и Мидраша.
Всевышний посылал спасение Израилю даже через людей, не соблюдавших Тору и
заповеди. «Вплоть до того, что мудрецы сказали об убитых в Лоде, что ни один
человек не может стоять рядом с ними на Небесах, ведь они отдали жизнь ради
спасения всего народа. Так и в нашем случае: солдаты, спасавшие заложников,
подвергли свою жизнь опасности ради спасения множества евреев».
И
на этой неделе болит наше сердце: шесть евреев были убиты в святом городе
Иерусалиме злодеями лишь потому, что они — евреи. Они этого не искали, не
готовились к этому, но в одно мгновение стали святыми мучениками. Да будет воля
Всевышнего, чтобы исполнилось благословение, с которым р. Лазар завершил своё
письмо: пусть изучение законов об «освящении Имени» останется лишь
теоретическим занятием, как сказано: «Всякий, кто занимается законами
всесожжения, — словно сам приносит жертву всесожжения». И скоро мы удостоимся
того дня, когда исполнится пророчество: «Не поднимет народ на народ меча», и мы
все будем заниматься Торой в мире и покое.
Фото недели: дом в столице
Неделя
началась с множества событий, проходивших параллельно в разных учреждениях и
местах. Радостных и трогательных, больших и малых — насыщенный день, давший
возможность увидеть прекрасную мозаику московских еврейских общин, действующих
в единстве под заботливым руководством главного раввина России р. Лазара.
Одно
из событий прошло в районе Марьина Роща в Москве, рядом с офисом «Ор Авнер».
Там состоялось открытие нового Центра для посланников Ребе — «Мисрад шлухим»,
созданного с целью обеспечить профессиональные офисные услуги многочисленным
посланникам, действующим на территории бывшего СССР, и приезжающим в Москву.
В
Шабат, когда благословляли месяц кислев 5747 (1986 г.), Ребе сказал:
«И нужно добавить ещё одно предложение:
чтобы укрепить объединение, достигнутое на съезде шалиахов, стоит организовать
особое место с постоянным телефоном, куда посланник, нуждающийся в совете,
уроке и прочем, сможет позвонить и получить помощь, необходимую для исполнения
своей миссии».
Несколько
слов Ребе породили в районе Краун-Хайтс учреждение «Shluchim Office», помогающее посланникам день и
ночь, из года в год, в широком спектре услуг и поддержки. По мере того как
количество посланников в России и соседних странах росло, всё больше ощущалась
необходимость в подобном месте и в Москве. Ведь многие приезжают в столицу лишь
на несколько часов и нуждаются в спокойном месте для короткого отдыха, для
личной встречи с кем-либо, да и для того, чтобы дети могли продолжать свои
онлайн-уроки в виртуальном хедере.
На
«съезде единства» посланников со всей России, проходившем в Калининграде около
года назад, эту идею начали осуществлять. И вот на этой неделе, в воскресенье,
были установлены мезузы в новом Центре, который станет опорой для посланников и
их семей.
В
церемонии установки мезуз участвовали Главный раввин России р. Берл Лазар,
инициатор проекта — председатель фонда «Ор Авнер» р. Давид Мондшайн, а также
спонсор раввин Йеѓуда Давыдов, преданный нуждам посланников Ребе. Новый
комплекс включает: уютный лаундж с зонами отдыха, оборудованные рабочие места и
комнаты встреч, конференц-зал, детский уголок, компьютеры для онлайн-учёбы
детей шалиахов, гостевую квартиру и кухню с горячими и холодными напитками.
Важнейший проект, которым руководит рав Мендл Мондшайн, преданный делу всех
посланников в России.
Гут шабес!
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה