глава Ки теце
ב"ה
Моменты недели – глава Ки теце
Двадцать лет спустя / Радостно извещать о радостном событии / Столетие календаря / Еврейский интеллект
1 По стопам матери
Утром
в воскресенье на этой неделе в синагогу один за другим входили шалиахи из
городов периферии. Общее дело привело их в столицу: привезти своих юношей на
учёбу. Родных сыновей — в одну из младших ешив, духовных сыновей — в школу
«Месивта» или в старшую ешиву. Каждый — в то учебное заведение, которое ему
подходит.
Раввина
Леви Ицхака Мондшайна я видел ещё на прошлой неделе, когда мы летели обратно из
США. Он тоже возвращался оттуда вместе со своей семьёй. На пересадке в Абу-Даби
он дал мне и ещё нескольким евреям возможность услышать звуки шофара в честь
месяца элул. И вот мы снова встречаемся. «Привёз в ешиву своих сыновей и ещё
одного ученика из моего города», — рассказывает он, и в глазах его сверкает
радость. Я понимаю — тут кроется история.
«В прошедшие зимние месяцы, — рассказывает
он, — одна женщина в нашем Смоленске начала время от времени приходить в
синагогу. На праздник Шавуот она уже пришла с двумя маленькими сыновьями. В
беседе за праздничной трапезой она рассказала мне, что лет двадцать назад
именно я уговорил её родителей отправить её в лагерь “Ган Исроэль”, который
тогда был организован в Москве. Почти два десятилетия спустя то влияние дало
ростки в её душе.
Её
старшему сыну было 13 лет, и я пригласил их на следующий день после праздника
отметить его бар-мицву в узком кругу — с его первым наложением тфилин. В
следующую субботу к нам приехала группа учащихся из младшей ешивы в Москве в
рамках поездки, когда все ученики разъезжают на два-три дня по городам
периферии. Они убедили мальчика поехать этим летом в лагерь “Ган Исроэль” в
Москве, в программу для мальчиков — так же, как когда-то сделала его мать в
юности.
Как
и ещё немало подростков, он сразу же проникся и захотел сделать обрезание и
получить еврейское имя. И действительно, в прошлую пятницу он пришёл в клинику
и прошёл обрезание у моѓеля д-ра Йешаяѓу Шафита. На выходе из здания он
встретил раввина Моше-Баруха Бейниша, который проходил там. Тот расспросил
мальчика о его имени, фамилии и городе, а потом спросил, не сын ли он такой-то
и внук ли такого-то. Удивлённый подросток ответил утвердительно и спросил,
откуда у раввина такие знания о его семье, ведь наш Смоленск находится в сотнях
километров от Москвы.
“Я помню их, когда они приехали в лагерь
‘Ган Исроэль’ лет двадцать назад, я был тогда одним из его организаторов”. Сын
позвонил матери, и она подтвердила: действительно, это была она, и приехала
тогда с отцом. Раввин Бейниш рассказывает им, что он преподаватель в школе
"Месивта" поблизости, предназначенной для таких подростков.
Взволнованная мать тут же, в этом телефонном разговоре, согласилась на
предложение послать сына в "Месивту"!»
Я
задумался: сколько ещё подобных историй происходит здесь вообще, а особенно в
такой день — день начала учёбы! И прочувствовал слова царя Давида в Теѓилим:
«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Никакой труд и усилия не
проходят впустую, даже если должно пройти десять или двадцать лет. Исполняются
слова пророка Йешаяѓу: «И вы будете собраны — один за другим!»
2 С благодарностью Всевышнему
В
рамках своей деятельности мне приходится писать и оформлять сотни различных
объявлений для нужд местной общины, а порой — и по просьбе друзей или
родственников — и за её пределами. Составление текста, возвещающего о радостном
событии или предстоящем празднике, приносит большое воодушевление, в отличие от
тяжёлой обязанности писать о горе и утрате, как, например, некрологи, которые
мне довелось сочинять в этом году по случаю ухода из жизни моего друга и
товарища, старосты центральной синагоги, Гриши, мир его памяти.
А
позавчера я сел писать объявление с волнением. Оно было не длинным и не
сложным: «В этот Шабат состоится трапеза благодарности для…»
Около
полутора лет назад вся община сплотилась в молитвах за «Моше бен Софа».
Одновременно несколько людей занимались организацией консультаций у
специалистов, перелётом в Страну Израиля, поиском подходящей клиники для
срочного лечения — всё ради спасения молодого человека, выросшего с ранних лет
в нашей общины. С тех пор как он приехал из городка в Белоруссии, он успешно
учился в ешивах, а потом раввин и ребецн Лазар вели его к хупе, словно родного
сына.
И
вот рассказ р. Моше бен Софа Могилянского:
«Во время моей работы в младшей ешиве я
начал чувствовать сильное и странное головокружение. Врач сказал мне, что это
давление. Но когда состояние только ухудшалось, а лекарства не помогали, я
настоял на тщательном обследовании. После него раздался короткий звонок: я
должен срочно предстать перед профессором. Как всякий сын, обращающийся к
своему отцу, я сразу же позвонил раввину Лазару. Мы вместе услышали от
профессора, что, возможно, мне осталось всего несколько дней жизни…
Через
несколько дней я уже летел рядом с раввином Лазаром в Святую землю, вместе с
моей преданной супругой, которой я обязан жизнью. Она была рядом со мной во все
трудные минуты. По прибытии в Израиль меня прооперировали и избавили от тяжёлой
болезни, поразившей меня как гром среди ясного неба.
Всё
это время я ощущал силу многочисленных молитв членов общины, добрые дела,
сделанные в мою заслугу учениками ешивы, и неустанную деятельность
руководителей общины. Отдельно упомяну Мирьям Баренбаум, директора клиники
«Рамбам» в Москве.
Всевышний
помог мне и даровал радость жизни. Во время всех тяжёлых процедур я полагался
на Него и знал, что нахожусь в надёжных руках. Перед самой трудной операцией я
сказал себе: “Если Всевышнему я нужен в этом мире, Он оставит меня в живых”. Я
здесь, и, с Б-жьей помощью, ещё на многие годы. В этом году меня снова
пригласили организовать детский лагерь, и теперь, с началом учебного года, я
вернулся к своей работе в младшей ешиве. А во время всех моих испытаний у нас с
супругой родилась дочка!
В
этом месяце наконец прекратились изнурительные курсы лечения, и теперь мне
нужно будет приходить только на периодические обследования. Я верю, что
продолжу свою миссию в мире, в здоровье и радости. И теперь пришло время
благодарить Творца. В ближайший Шабат я сделаю это — "в собрании праведных
и в общине"!»
3 Календарь
В
связи со 100-летием начала выхода в свет «Календаря Колель Хабад», мой дорогой
отец попросил моего брата, р. Матитьяѓу, подготовить обзор истории этого
календаря. Уже многие годы мой отец занимается его составлением и изданием в
Святой Земле, а я распространяю здесь, в России, его американский аналог — с
законами, относящимися к диаспоре.
Этот
обзор написан тщательно и снабжен документами и историческими фотографиями.
Полностью привести его здесь невозможно, но и краткое изложение даёт о нём
представление.
Более
ста лет назад, в конце года и накануне Грозных дней, как сейчас, известный
хасидский раввин и один из ведущих хасидов Хабада в Иерусалиме р. Авраѓам-Хаим
Наэ, много лет служивший секретарём и судьёй в раввинском суде «Эда харедит» в
Иерусалиме, предложил руководству «Колель Хабад» в районе Меа Шеарим: «Нужно
составить хасидский календарь, в котором были бы указаны именно хасидские
обычаи на каждый день!». Его отец, р. Менахем-Мендель Наэ был одним из
руководителей «Колель Хабад». А в Рош ѓа-шана 5686 (1925) года первый календарь
«Колель Хабад» увидел свет. В нём были приведены обычаи и постановления рабби
Шнеура-Залмана из Ляд, автора «Тании», а также многие другие хабадские обычаи
на весь год.
Календарь
был принят с большой любовью среди хасидов в Стране Израиля и за её пределами,
поскольку он был крайне необходим: ведь распространённый тогда календарь
раввина Тукачинского основывался на обычаях «прушим», то есть противников
хасидизма. Календарь «Колеля Хабад» заполнил пустоту, и неудивительно, что он
сразу же полюбился хасидам Хабада и занял место на «восточной стене». Почему на
стене? Первоначальный формат календаря был большим настенным плакатом. Позже
руководство «Колель Хабад» стало издавать календарь и в виде книги.
Рав
Наэ расходился с раввином Тукачинским и по некоторым ѓалахическим вопросам, и
будучи авторитетным раввином, поместил в календарь «Колель Хабад» своё мнение,
вовлекая таким образом в дискуссию широкие круги евреев. После ухода из мира р.
Авраѓама-Хаима Наэ составлением календаря занялся его сын, раввин Барух Наэ,
который добавил к нему множество важных примечаний. Сейчас в нём есть время
зажигания свечей в Шабат и праздники, время исхода Шабата и праздников в Стране
Израиля и ряде городов мира (необходимый инструмент для шалиаха и
путешественника), времена дня по мнению Алтер Ребе для Иерусалима, таблица
уроков по Рамбаму, по Шулхан аруху Алтер Ребе, а также памятные даты у хасидов
Хабада.
Перед
выпуском календаря на 5713 (1952-1953) год рав Барух отправил его корректуру
Ребе, и тот сделал правки и оставил несколько замечаний. Ребе также оставил
замечания на полях календаря на 5715 (1954-1955) год. Ребе придавал огромное
значение обычаям и ѓалахическим постановлениям, напечатанным в календаре, и
неоднократно выражал мнение, что следует поступать именно так, как указано в
Календаре «Колель Хабад».
После
р. Баруха его святую работу продолжает его сын, раввин Йосеф-Ицхак Наэ,
названный в честь Ребе Раяца. А здесь, в России, получив ежегодную партию из
американского офиса «Колель Хабад», я распространяю календарь всем желающим, а
настенную версию — в синагоги и Бейт-Хабады по всей стране.
Фото недели: Интеллект и шофар
Утром
в понедельник тысячи учеников и учениц вновь пошли в еврейские учебные
заведения на просторах России, да и мира. Их встречали раввины и шалиахи вместе
с руководителями, которые всё лето готовили здания школ: ремонтировали,
расширяли, чтобы принять детей в удобных условиях и подходящей атмосфере.
Вместе
с другими гостями я пришёл на открытие нового учебного года в школе «Мир
Интеллект», расположенной рядом с центральной синагогой и славящейся в Москве
высоким уровнем преподавания. На нём присутствовал Главный раввин России, р.
Берл Лазар.
Своё
выступление он начал звуком шофара, после чего объяснил многочисленным ученикам
значение месяца элул: каждый и каждая могут приблизиться к Всевышнему, ведь в
месяце милосердия и прощения «царь в поле». В этот месяц Свыше даются особые
силы каждому, кто искренне желает учиться и продвигаться в своей еврейской
жизни. Он замолчал на несколько секунд и продолжил с волнением:
«Сегодня ровно 35 лет, как мы приехали сюда с нашей семьёй — по святому поручению Любавичского Ребе. Тогда мы не знали, что здесь будет, какое образование получат наши дети, позволят ли нам вообще открыть еврейскую школу. В те годы здесь был ещё Советский Союз. И вот произошло великое чудо — здесь, в Москве, а затем по всей стране, при полной поддержке правительства, которое с пониманием относится к развитию еврейской общины и еврейскому образованию, работают еврейские школы!»
До
этого р. Лазар уже бывал здесь, но сейчас они приехали супругой и дочерью Хаей
Мушкой, да будет благословенна её память. Это были годы политической
нестабильности в Советском Союзе, никто не был уверен в завтрашнем дне.
Сегодня, когда в России действуют сотни еврейских учебных заведений, каждый
ощущает руку Провидения, сопровождающую разветвлённую сеть образования по всей
стране.
Раввин
Давид Осадчий руководит программами еврейского образования в школе «Мир
Интеллект». Его глаза сияли, когда он рассказал о талантливом мальчике из
еврейской семьи в их районе, который поступил в эту школу, услышав о высоком
уровне обучения. А теперь этот ученик перевёлся в ешиву! Еврейский голос, как
звук большого шофара, звучит уже 35 лет и пробуждает еврейство России.
Гут шабес,
Шие

תגובות
הוסף רשומת תגובה