главы Матот-Масэй, благословляем менахем-ав
ב"ה
Моменты недели – главы Матот-Масэй, благословляем менахем-ав
Как оказаться утром в воскресенье в Индии / «А евреи тысячелетиями творили книги» / Цените еврейскую душу / И наш сын среди них!
1. Сефардская синагога с хабадским духом
Что
делает моѓель из Земли Израиля, если его пригласили обрезать ребёнка в
воскресенье утром в Индии? Даже если он вылетит из Израиля сразу после
окончания Шабата, добраться до места вовремя невозможно. Можно отправиться в
путь заранее — в четверг, а то и в среду, провести Шабат в Индии, а в
воскресенье совершить обрезание. Но если моѓель проводит по 4–5 обрезаний в
день, то он не может позволить себе столь ранний отъезд. И наш моѓель ищет — и
находит — оригинальное решение: в пятницу он прилетает из Израиля в Баку, а
сразу после окончания Шабата вылетает оттуда в Индию. И таким образом он
успевает к утру воскресенья добраться на место и провести обрезание точно в
срок.
Рав
Ханан Кохановски — посланник Хабада и раввин крупной общины в старом районе
Ришон ле-Циона. Он известен как прекрасный моѓель, но кроме того он управляет
общиной, образовательными и благотворительными учреждениями, созданными им за
годы работы, и конечно, проводит для своих евреев свадьбы и бар-мицвы.
В
прошлый Шабат мы встретились в Бейт-Хабаде в Баку. Рав Кохановский рассказывает
об уникальном подходе, который, по его словам, он применил первым в мире,
следуя особому указанию Ребе, когда только начал своё посланничество в Ришон
ле-Ционе: «Сефардская синагога с хабадским духом». Молитвенник и порядок молитв
согласно традиции сефардов, и при этом уроки по хасидизму, хабадские мелодии и
обычаи. И это работает.
Сотни
молящихся чувствуют себя как дома, всё больше людей приближаются к иудаизму
благодаря хасидской атмосфере. И у нас в Москве можно найти успешные примеры
такого рода. Откуда возникла идея столь красивого и интересного объединения
общин еврейского народа? Наверное, от семьи рава Кохановского: его отец –
выходец из Польши, а мать из Йемена.
Утром
в Шабат рав Кохановский преподаёт регулярный урок по хасидизму в шесть утра, а
в семь утра начинается молитва: евреи восточных общин по древней традиции
начинают молиться рано. Потом рав Ханан поднимается на этаж выше — в другую
синагогу, которую он основал: это синагога полностью по нусаху Хабад. Там
молитва начинается в десять утра, опять-таки после изучения хасидизма.
«Рав Ханан», как его зовут все, всегда
открыт и готов помочь от всей души. Нет ни одного жителя района, который бы не
знал рава Ханана, и сотни евреев регулярно участвуют в деятельности
внушительного комплекса, который он построил: здание в четыре этажа, целиком
облицованное белым мрамором. Кроме синагог, в нём расположен крупный центр
помощи во всех вопросах, касающихся иудаизма. Бейт-Хабад управляет большим
благотворительным центром, раздаёт продуктовые наборы нуждающимся семьям
района, а также содержит четыре детских сада и другие образовательные
учреждения.
Сразу
после окончания Шабата, после вечерней молитвы и ѓавдалы в хабадской синагоге в
центре Баку, рав Ханан попрощался с нами и поспешил в аэропорт — на рейс,
который доставит его в Индию. Там он наутро сделает обрезание сыну сотрудника
израильской службы безопасности, работающего на одном из индийских островов.
2. Книга о книгах
«…Еврей не расстаётся с книгой ни при каких
обстоятельствах. Книга сопровождает его на всём жизненном пути — от первого
момента, когда он начинает учить Хумаш Ваикра, и до последнего, когда он навеки
закрывает глаза».
Я
сижу во временной квартире, снятой здесь на несколько дней, поздно ночью. При
свете маленькой лампы сердце борется с разумом. Разум твердит мне, что время
позднее и вот-вот над Каспийским морем поднимутся первые лучи солнца, — но
сердце жаждет и просит продолжить читать ещё немного:
«О чём думает еврей в первую очередь, когда
устраивает своё жильё? Ищет ли он роскошную мебель, отполированную до блеска, и
мягкие персидские ковры? Нужны ли ему блестящие хрустальные бокалы, сверкающие
вазы? Чем он украшает стены своей квартиры — шёлковыми занавесями и масляными
картинами? Квартира еврея могла быть узкой и тесной, в комнатках негде было
развернуться, в них с трудом помещалась дюжина его детей, но он всегда находил
место для книжного шкафа».
Читая,
я воображаю себе автора — он сидит, сосредоточенный, перед экраном, оттачивает
фразы, вставляет меткие выражения, незаметно вставляет тонкую критику и,
главное, обогащает наше поколение ещё одной книгой. На этот раз — книгой о
книгах и о писателях. Чтобы мы лучше поняли, что такое «народ Книги», он
продолжает в своей яркой и меткой манере:
«Иудаизм и еврейский народ всегда, как во
времена скитаний, так и в периоды благополучия "под виноградником и
смоковницей", зиждились на опоре книги. Книга, со всем многообразием её
содержания — от чёткой ѓалахи до морали и хасидизма, — была краеугольным камнем
нашего вечного существования. Светом книги согревался наш народ, по её
наставлениям жил он на протяжении всей своей истории. Другие народы строили
высокие пирамиды, гигантские небоскрёбы, глубокие каналы и железные мосты,
прокладывали дороги в бесплодных пустынях, покоряли стихии природы и
поднимались в небо — выше облаков. А евреи тысячелетиями творили книги, ещё
одну страницу, ещё одну строку, ещё одну букву. Это наше дело».
Книгу
«Пахим ктаним» я получил всего несколько часов назад, неожиданным образом, в
Баку, столице Азербайджана. А история была такова. В минувшую пятницу я получил
короткое электронное письмо от моего учителя и наставника в литературном
творчестве — человека, который на протяжении многих лет является для меня живым
примером постоянства и обновления — от известного иерусалимского писателя и
исследователя рава Биньямина Клугера. Он исследует, собирает информацию, а
потом оформляет её в еженедельные статьи, которые с благодарностью читают
тысячи его верных читателей в газете «Ѓа-модиа», и в книги, вышедшие за многие
годы.
«Мир и благословение, друг мой! Мой сын
должен на следующей неделе поехать из Антверпена с проверкой на завод в Баку.
Он обнаружил, что там есть Бейт-Хабад, и это очень радует душу. Пожалуйста,
пришлите мне имя раввина, телефон и электронную почту — я передам сыну для
связи. С благодарностью заранее, Биньямин».
Такие
запросы — обычное дело в нашей ежедневной переписке на протяжении многих лет.
Рав Биньямин давно известен как верный и преданный друг посланников Хабада по
всему миру, а особенно в странах СНГ. Он постоянно поддерживает с ними связь,
передаёт просьбы, использует любую платформу, чтобы поддержать и вдохновить.
«По воле Всевышнего я сейчас в Баку, и
постараюсь помочь вашему сыну во всём, что потребуется» — ответил я ему быстро
и кратко, как он любит. Мы встретились с его сыном, р. Аѓароном Ицхаком, в
понедельник, через несколько часов после его приезда, и он удивил меня
подарком: новой книгой своего великого отца. В этой книге есть множество новых
материалов, а также в ней собраны уже опубликованные статьи. Видна большая и
последовательная работа автора: сбор материала, внимание к деталям, изучение
старинных писем, проверка фактов, сопоставление дат, поиск редких фотографий,
копание в архивах, изучение старых журналов, опросы людей, интервью, и немного
юмора между строк.
Это
– книга о книгах. В ней раскрываются удивительные истории: Что такое «указ об
очищении книг»? Когда террористы передали ящики, полные книг? Кто не умел
читать — но всё равно издал книгу? Что такое «индекс псевдонимов»? Какая книга
дала толчок развитию еврейской типографии? Кто отказался переплетать книги двух
разных авторов вместе, и почему?
Еврейский
народ, а особенно иерусалимцы, многим обязаны раву Биньямину за его огромный
труд и усилия. А мы, посланники Хабада, обязаны ему ещё и за публикации о нашей
деятельности и за уважение, которое он уже много лет выражает ей. Но мы
надеемся, что он скоро напишет о наступлении Избавления.
3. «Куда мчишься ты? Дай ответ…»
Выступавший
пытался сдержаться, но слёзы текли из его глаз, и под конец траурной речи он
произнёс: «Вместо денег на поездку, которые я планировал тебе подарить, я
сегодня утром оплатил твой участок на кладбище. Только вчера ты сдал экзамен и
получил водительские права на мотоцикл. В четыре часа утра твой младший брат
позвонил мне и рыдал в трубку. Он не хотел говорить, что случилось, но я понял
— ты погиб… Сразу же после получения водительских прав!»
Вчера,
в четверг, во второй половине дня я получил сообщение от женщины из Израиля с
информацией о времени похорон её сына. Я отменил все вчерашние планы и сразу же
поехал вместе с женой в похоронный зал. Она подошла к убитой горем матери,
которая была поражена, увидев нас. Это вообще была наша первая личная встреча
после многих лет телефонных разговоров — с тех самых пор, как её сын попал в
беду и сидел в московской тюрьме.
В
те времена я навещал его каждую неделю, приносил ему кашерную еду, разные
вкусности, ведь он упорно отказывался есть некашерную еду, которую давали в
тюрьме. И хотя его жизненный путь был неровным, он с удивительным упорством
соблюдал многие заповеди, вызывая искреннее восхищение. И позже — когда сын был
экстрадирован для отбытия заключения в Израиль — мать регулярно сообщала мне о
его судьбе. Я даже ездил навестить его около двух лет назад в одну из
израильских тюрем.
И
ведь совсем недавно этот молодой человек написал мне радостное сообщение о том,
что его снова выпустили — уже из второго заключения. Он просил как можно скорее
встретиться. Мы договорились. Но я никак не ожидал, что встреча состоится в
похоронном зале, всего через несколько часов после того, как он разобьётся на
своём мотоцикле.
По
просьбе матери и её мужа я поднялся на трибуну, чтобы произнести прощальную
речь перед примерно двумя сотнями собравшихся. Я со скорьбю рассказал о
личности покойного, о многих душевных беседах, которые мы вели, о наших
занятиях Торой, о том, как он освящал Имя Всевышнего в московской тюрьме, о его
стремлении измениться, укрепиться, стать лучше, и о его особом уважении к своей
матери. Я упомянул и саму мать — удивительную женщину, которая любила своего
сына без всяких условий и всегда делала для него всё, что могла.
Потом
один из выступавших, друг семьи, рассказал об отце этого юноши, которого мы
вот-вот собирались похоронить, — что тот был убит около двадцати лет назад, и
что его убийца тоже недавно был убит. Да, таких воспоминаний на похоронах я
никогда не слышал. И я осознал, что до сих пор не понимал ничего в его жизни.
Учитывая окружение и атмосферу, в которых рос этот мальчик, неудивительно, что
он за свою короткую жизнь успел пережить то, что другим не случается пережить и
за долгую. Я понял, как жаждал он свободы – настоящей свободы, но не мог найти
к ней дороги. И едва получив водительские права, он помчался с огромной
скоростью, только ветер свистел: «вперёд! вперёд! я могу ехать, куда хочу!» -
но он не умел двигаться по жизни… И в прямом, и в переносном смысле.
Я
присоединился к несущим носилки, и мы сопроводили покойного в последний путь, а
вокруг — рыдающие родственники и убитые горем друзья. А в моей душе — глубокая
скорбь об этой молодой душе, и о многих других юных людях, сопровождавших нас,
чья еврейская душа жаждет переживаний, жаждет смысла, но не знает верного,
здорового и истинного пути.
Дорогой
мой юный друг, Нахман бен Оз, благословенна будет твоя память, пусть твоя душа
будет связана в узле жизни. Иди к своему концу, покойся и восстань к своему
уделу в конце дней — при полном и истинном Избавлении. И скажем: амен.
Фото недели: Молодые шохеты
Я
не впервые в Баку, столице Азербайджана на берегу Каспийского моря. В этот раз
я приехал заранее, чтобы провести здесь прошлый Шабат, когда благословляют
месяц менахем-ав. Я остановился в ашкеназской общине, которой руководит раввин
посланник Ребе — рав Шнеур ѓа-леви Сегаль, чтобы увидеть и почувствовать
возрождение этой общины, знавшей великие и славные времена.
В
воскресенье один из местных жителей устроил для меня короткую экскурсию по
различным достопримечательностям и историческим местам города. Ему было важно
показать мне вблизи знаменитые «Пламенные башни», ставшие символом современного
Баку. Три этих здания гордо возвышаются над столицей, демонстрируя современную
архитектуру и свидетельствуя о стремительном развитии государства. Их возвели
как часть масштабного проекта городского развития, чтобы закрепить за Баку
статус мирового центра деловой и туристической активности.
Мы
поднялись на холм в центре города, откуда открывается захватывающий вид на
Каспийское море и весь город. Там я услышал много объяснений о древней связи
страны с огнём, уходящей вглубь веков, поскольку огонь был важнейшим элементом
в культуре и мифологии этого региона. Формы башен, изогнутые и текущие,
подобные языкам пламени, устремляющимся в небо, отдают дань этой традиции и
символизируют статус Азербайджана как богатейшей страны с обильными залежами
нефти и газа, а также стремление государства к прогрессу, инновациям и роли
современного глобального игрока.
Да,
это чудо архитектуры. Но мне довелось увидеть и чудо другого рода:
трогательное, вдохновляющее, человеческое. Это произошло во вторник вечером, в
главном зале центрального здания большого образовательного кампуса «Ор Авнер» в
Баку. В фойе у стены памяти развешаны различные фотографии, в том числе с
церемонии открытия комплекса — с участием Главного раввина России р. Берла
Лазара, мецената рав Леви Леваева и президента Азербайджана. Я присутствовал на
этом событии почти двадцать лет назад.
Один
за другим с волнением входили около двадцати юношей. Это был день, которого они
ждали, на который надеялись. В течение двух лет они посвящали каждую свободную
минуту учёбе, изучали законы кашрута, Шабата и благословений, а также проходили
интенсивное обучение всем законам шхиты — как птиц, так и скота, с практикой
каждую неделю на крупной скотобойне, принадлежащей знаменитому еврейскому
меценату Хаиму Нисану Баеру.
Это
выпускники «Махон РаН - института смихи и шхиты» в Москве. Эта ешива
провозгласила своим девизом три собственных «языка пламени»: хасидут, Тору и
применение знаний на практике. И сегодня её выпускники получают свидетельства
раввина и шохета. В церемонии приняли участие глава института рав Йеѓуда Сегев
Фридман, экзаменаторы — р. Там и р. Мешарки, главный посланник в Азербайджане
рав Сегаль, преподаватели — р. Борш, р. Лави, р. Шулькин, а также местный шохет
р. Песах Миров, сам выпускник того же института в Москве.
По
согласованию с основателем института и носителем великой мечты — главным
шохетом России р. Ицхаком ѓа-коѓеном Коганом, его зять рав Фридман решил
перенести заключительные экзамены и церемонию вручения сертификатов из Москвы в
Баку, чтобы упростить приезд раввинов-экзаменаторов из Израиля и подарить
ученикам интересную поездку.
С
великой радостью я принял участие в этом событии, с хвалой и благодарностью
Всевышнему за то, что мы удостоились и наш дорогой сын стал одним из семи
учеников, прошедших все экзамены и получивших не только диплом шохета, но и
диплом раввина. Теперь новоиспечённые шохеты приступят к работе, чтобы
исправлять мир под властью Всевышнего и ускорить полное и истинное Избавление,
да будет оно вскоре, в наши дни.
Гут
шабес и хорошего месяца!
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה