ב"ה
Моменты недели – глава Хукат
«А чтоб молиться Б-гу, иду я в синагогу» / Дайте книгу Теѓилим / Рав Лазар 31 год назад / Еврейский туризм
1. Миньян – это очень важно
По милости Небес в «Марьиной Роще» снова
появляются новые лица — туристы или бизнесмены. Находясь в Москве, они приходят
в синагогу помолиться с миньяном, поесть или купить кошерную еду в ресторанах,
расположенных в этом здании. Почти как в лучшие времена, когда авиасообщение с
заграницей было стабильным, и приезд гостей был привычным делом. Звуки молитвы
и учёбы постоянно наполняли тогда помещение центральной синагоги «Марьина
Роща».
Я помню, как после начала пандемии люди
привыкли молиться в одиночку дома, и даже когда синагога открылась, не хотели
изменить этой привычке. Как габай синагоги, я должен был искать способы, как
вдохновить людей приходить в синагогу и молиться с миньяном, как постановлено в
«Шулхан арух ѓа-Рав» Алтер Ребе: «Человек должен всегда стараться молиться в
синагоге с общиной. И даже если может помолиться у себя дома в миньяне, всё
равно — “в множестве народа — великолепие Царя”».
В отличие от обычной синагоги, скажем, в
Израиле, у нас большинство молящихся не выросли в семьях, где отец трижды в
день ходит в синагогу. И те, кто всё же вырос в семьях, где приучали к молитве
в миньяне, несут особенно большую ответственность. Они должны быть примером
еврейского поведения — приходить каждый день, трижды в день, без отговорок и
пропусков, на установленную общую молитву.
В «Шулхан арух ѓа-Рав» сказано: «Общественная
молитва, несмотря на то что это заповедь по постановлению мудрецов, — выше, чем
заповедь Торы, поскольку ею освящается Имя Всевышнего публично. Для ее
осуществления можно даже нарушить определенные предписывающие заповеди Торы!»
В детстве я знал синагогу рядом с домом моих
родителей. Ей не повезло, и люди предпочитали ходить в другие места. Тогда
руководитель начал выплачивать нескольким евреям стипендию, чтобы тем самым
обеспечить постоянный миньян. И действительно, это позволило закрепить его.
Позже, когда к ним присоединились ещё люди, руководитель захотел прекратить
выплаты. Он посоветовался с моим отцом, и тот сказал ему продолжать платить. Он
послушался, и благодаря этому синагога продолжила функционировать без сбоев.
Этот пример стоял перед моими глазами, когда
много лет назад я основал ранний миньян Шахарит в нашей синагоге. Я платил — и
продолжаю платить — стипендию небольшой, но постоянной группе молящихся. И даже
когда число молящихся выросло до тридцати или сорока, я не прекратил выплаты.
Этот метод доказал свою эффективность в тяжелые периоды, о которых я упомянул
выше. И с Б-жьей помощью, миньян продолжается стабильно каждый день. А есть у
нас и другие миньяны, которые ведут постоянные люди, строго соблюдающие расписание.
«Основной источник пропитания — это
благословение Всевышнего, хотя необходимо создать для него природный
"сосуд". Поэтому нужно остерегаться, чтобы забота о заработке не шла
за счёт молитвы с общиной и установленных времён для изучения Торы. Ведь
невозможно придавать сосуду большее значение, чем благословению, которое
является источником изобилия!» — так пишет Ребе Рашаб.
Информация хороша, когда ее распространяют. И
я собрал высказывания мудрецов по этой важной и возвышенной теме, и вместе с
моими коллегами, работающими в Центральной синагоге, мы начали кампанию, рассчитанную
на несколько месяцев. Мы будем публиковать эти высказывания и распространять их
в наших социальных сетях. Следите за публикациями. Когда вы организуете миньян
в вашем районе проживания, это и вам пригодится!
2. На все сто!
Нина Зевина пришла ко мне с двумя
тростями, и по её голосу и движениям было заметно, сколько
усилий это ей стоило. Я поспешил подать ей стул и предложил что-нибудь попить. В последнее
время мы чаще всего встречаемся у неё дома. Мы с супругой навещаем её,
чтобы поздравить с праздниками и послушать истории из жизни.
«Недавно я перенесла ещё одну операцию на
глазах, — сказала она, переходя к сути своего прихода, — и всё же зрение у меня
слабеет, и читать книги мне становится всё труднее». Она рассказала, что в будни
пользуется планшетом, где может увеличивать текст. «Но для Шабата мне нужна настоящая
книга с крупными буквами».
«Какая именно?» — спросил я. Она ответила: «Теѓилим,
только на святом языке, не на русском!» — «Постараюсь принести до Шабата», —
пообещал я ей и тут же начал думать, как можно ей помочь. Перед моими глазами
стояли слова из известного изречения Ребе Цемах Цедека:
Нина Зевина достигла преклонного возраста,
приближающегося к ста годам, у себя дома каждый день молится по сидуру, слушает
уроки Торы и читает Теѓилим. И старается найти такую книгу, из которой она
сможет читать псалмы даже в Шабат. Это поразительно и трогательно.
Автор святой книги «Шней лухот ѓа-брит», мой
далекий предок, пишет: «Кто стремится всей душой прилепиться к Всевышнему и
воспевать Его — пусть прилепится к книге Теѓилим».
В это воскресенье Нина Зевина была глубоко
взволнована — ведь в Шабат ей удалось прочесть псалмы по книге с очень крупным
шрифтом, которую я, с Б-жьей помощью, сумел найти и доставить к ней домой. Заслуга
чтения Теѓилим Ниной Зевиной защищает нас и всех евреев Москвы!
3. «Чтобы Ребе жил в нас»
«У тебя есть что-нибудь к 12 Тамуза? Я ищу
иллюстративную фотографию, которая выражает победу еврейства в Советском Союзе»
— с таким запросом обратился ко мне в начале недели рав Менахем Брод, редактор
знаменитого бюллетеня «Сихат ѓа-шавуа». Я стал думать, что у меня есть под
рукой. «Может быть, фото танца учеников ешивы на Красной площади?» — спросил р.
Брод. Но этого я не нашёл.
Вдруг я вспомнил, что за час до того получил
несколько фотографий учеников младшей ешивы, поехавших к Ребе на Гимел Тамуз.
На одной из фотографий — ребята вместе с руководителями ешивы и основателем
ешивы, Главным раввином России р. Берлом Лазаром на фоне здания 770. Под этим снимком
рав Брод написал:
Как раз вчера на канале «Любавич лебт» опубликовали
видеозапись длительностью около десяти минут, снятую ровно 31 год назад рядом с
местом упокоения Ребе. Говорит р. Берл Лазар. Молодой рав Берл Лазар, шалиах в
России, который за день или два до этого экстренно прилетел из России в США.
Три дня после трагического Гимел Тамуз 5754 (1994) года. Он говорит сквозь
рыдания, с невыразимой болью и тоской по Ребе, делится мыслями о том, как
передать учение и наследие Ребе следующим поколениям.
Наша редакция «Мевасер тов Москва» перевела
текст на иврит, и вчера вечером я опубликовал видеозапись на различных
онлайн-платформах. Потому что те слова, которые тогда произнёс рав Лазар —без
подготовки, из глубины сокрушённого сердца, но с пылающей, несокрушимой верой —
это настоящие слова, это корень и основа каждой еврейской души, а тем более
шалиаха Ребе: вера в правоту своего пути. Приведу здесь начало его слов:
«Ни у кого из нас нет сомнения в том, что Ребе
– с нами. Он не оставил нас одних, и мы должны продолжать делать то, что он нам
велел. Когда я пришёл сюда, встал у места упокоения Ребе, я почувствовал: Ребе
позаботится, чтобы я получил всё, что мне нужно. Как? Я не знаю. Но Ребе даст
нам силы продолжать и делать то, что мы обязаны делать».
«Когда мы продолжаем выполнять то, что просил
Ребе, когда мы по-настоящему стараемся идти по его пути — мы знаем, что удерживаем
его рядом с нами, чтобы он жил в нас. Наша миссия — делать то, что сказал Ребе:
распространять иудаизм, приближать евреев, помогать друг другу, и главное —
подготовить мир к Избавлению. Это то, что Ребе сказал на последнем фарбренгене…»
«…Мои старшие дети успели увидеть Ребе всего
несколько раз, а самый младший — даже ни разу. Но мы хасиды Ребе, они — хасиды
Ребе, мы все — дети Ребе. И наша задача — научить их, прежде всего личным
примером. Потому что слова и рассказы могут повлиять, но личный пример влияет
больше всего…»
«…А главное — Ребе всегда призывал идти
вперёд, делать больше, жить в радости, знать, что мы приближаем мир к Избавлению.
И Ребе не оставит нас одних. Потому что, кроме него, нам не к кому обратиться.
Я уверен, что Ребе найдёт способ продолжать вдохновлять нас, учить нас и давать
нам ответы…»
«…Перед вылетом я написал Ребе, как принято, записку.
Но я чувствовал, что это не просто обычный хасидский «пидьон нефеш», это личное
обращение к Ребе. Я просил его продолжать давать нам силы делать то, что он
просил у нас. Но я просил его исполнить и своё обещание — привести Машиаха и
продолжать вести нас. Я просил за свою семью, за евреев Москвы, за всех евреев
мира — чтобы Всевышний сжалился над нами и вывел нас из изгнания. Это —
главное».
Фото недели: На природу!
И раз уж я упомянул фотографии с поездки
учеников младшей ешивы к Ребе, вспомню и другие снимки, присланные мне с
различных поездок, состоявшихся на этой и прошлой неделе. Уже около трёх лет в
России развивается в основном внутренний туризм, и её жители открывают для себя
красоту природы и величие творения на её просторах. А ученики еврейских учебных
заведений сочетают отдых на природе с путешествиями по значимым для евреев
местам.
Выпускники школы «Месивта» этого года отправились
в духовно-воспитательное путешествие под руководством раввина Моше Баруха
Бейниша. Сначала они посетили Петербург, где прошли по местам, связанным с
историей Хабада — живое свидетельство способности еврейства процветать даже в
самых тяжёлых условиях. Оттуда они отправились в путешествие по Карелии. Это
была замечательная идея! Край первозданной природы: густые зелёные леса,
прозрачные озёра и бурные реки стали фоном для внутреннего размышления о
чудесах творения. Ученики почувствовали, как «небеса возвещают славу Б-га», и
как каждое дерево и камень рассказывают о величии Творца.
Ученики еврейской школы «Мир интеллекта»,
успешно завершившие изучение святой книги Тания, удостоились двухдневной
поездки в город Калининград. Вместе с раввином школы, р. Давидом Осадчим, они были
на пляжах Балтийского моря, посетили исторические места древнего города и объекты
еврейского значения. Там они познакомились с богатым наследием местной
еврейской общины и увидели воочию деятельность преданных шалиахов.
Ученики старшего класса талмуд-торы «Хедер
Менахем» под руководством педагога раввина Авраѓама Закса отправились в
совершенно иную поездку — на «Шабат шлихута» в Кострому, где общиной руководит раввин
Нисан Руппо. Он провёл для учеников вдохновляющие экскурсии по местам, где
почти сто лет назад пребывал Ребе Раяц, находясь в ссылке, и они прочувствовали
атмосферу того времени.
Группа отличников из старшей ешивы «Томхей тмимим»
съездили в Петербург. Их сопровождал мой дорогой сын, преподаватель раввин
Шауль Шимон, который был для них в течение года и наставником на жизненном
пути. В Петербурге ученики увидели знаменитые «белые ночи», когда
…ясны спящие громады
пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
и не пуская тьму ночную
на золотые небеса,
одна заря сменить другую
спешит, дав ночи полчаса.
Это живое свидетельство того, «как велики дела
Твои, Г-споди», и мудрости Творца, сотворившего мир. Помимо того, ученики ешивы
посетили святые и исторические места, связанные с историей Хабада в городе, где
ощутили дыхание труда лидеров Хабада и хасидов, действовавших там с полной
самоотдачей. Это соприкосновение с богатым наследием укрепило их дух и разожгло
в сердцах пламя любви к Торе и хасидизму.
Поездки, осуществлённые при широкой поддержке друга
общины раввина Йеѓуды Давидова, послужили укреплению в вере, заповедях и
духовном возвышении. Подобные мероприятия важны для воспитания нового
поколения, которое будет верно Торе, заповедям и распространению источников
хасидизма — благодаря чему мы увидим Машиаха в самое ближайшее время.
תגובות
הוסף רשומת תגובה