глава Насо
ב"ה
Моменты недели – глава Насо
Дилемма школьника / Ребе говорил по-русски / Чтобы они гордились еврейством / Чтец Торы по вызову
1. ЕГЭ или Шавуот
Существует
много причин для проведения фарбренгена во второй день праздника Шавуот, во
второй половине дня. Баал Шем Тов любил второй день Шавуота и каждый год
устраивал в этот день особую трапезу с учениками, - так рассказывал Ребе Раяц.
Магид из Межерича, ученик и преемник Баал Шем Това, объяснил смысл этой трапезы
так. Второй день Шавуота – это первые сутки после того, как евреи получили
Тору. А к тому же в Талмуде приведено мнение рабби Йосе о том, что дарование
Торы произошло не шестого, а седьмого сивана. Кроме этого, ко временам Алтер
Ребе восходит традиция отмечать во второй день Шавуота йорцайт Баал Шем Това.
В
нашей общине этот фарбренген проводится с особым вдохновением, поскольку на
следующий день — Исру хаг Шавуота — приходится день рождения Главного раввина
России р. Берла Лазара. По принятому обычаю он в этот день повторяет наизусть
хасидский маамар, произнесённый Ребе, и сразу же переводит его на русский язык,
чтобы понимали все собравшиеся. Во время своей речи р. Лазар также вспомнил
событие, произошедшее с ним ровно пятнадцать лет назад, которое в свою очередь
было связано с ещё более ранним эпизодом — сорокапятилетней давности.
Я
увидел в этом руку Провидения, ведь за несколько дней до праздника ко мне
обратилась журналистка из израильской религиозной газеты «Мишпаха», чтобы
проверить достоверность одного рассказа, связанного с р. Лазаром. Она услышала
его во время какой-то лекции в Израиле и была настолько впечатлена, что
захотела написать об этом большую статью. Выслушав от неё рассказ, я сразу
понял, что от него до истины – семь вёрст до небес, и всё лесом. К сожалению,
такое случается, когда в религиозной среде Израиля рассказывают об
«экзотической стране России», не зная местных реалий, приукрашивают и добавляют
«сорок бочек арестантов». Но вдруг в рассказе скрывается память о
действительном событии?
Я
знаю, насколько р. Лазар не выносит «развесистой клюквы», и я был рад услышать
из первых уст, как всё было на самом деле. Даже без добавлений и приукрашиваний
– это замечательная история.
Около
пятнадцати лет назад Министерство образования России приняло решение изменить
систему выпускных экзаменов и назначить единый день проведения ЕГЭ по всей
стране. И сразу в офис Главного раввина России начали поступать обращения —
выяснилось, что экзамен был назначен точно на праздник Шавуот! А в Шавуот
писать нельзя. Возможность сдать экзамен предоставлялась только в один день,
кто не сдаёт — вся учёба за год теряет смысл. Шалиахи беспокоились за свои
общины, родители — за детей, а сами ученики, находящиеся на разных уровнях
приближения к соблюдению заповедей, оказались перед тяжёлой дилеммой.
Рав
Лазар срочно обратился к министру образования, но тот ответил, что изменить
дату можно только заранее, а теперь уже слишком поздно. Тогда р. Лазар лично
встретил министра образования на некоем мероприятии в одном из городов России,
но и эта встреча не принесла результата, просьба не была удовлетворена.
В
следующий Шабат, после окончания молитвы в Центральной синагоге, к р. Лазару
подошёл молодой человек. Его никогда не видели раньше в синагоге, и он никогда
больше там не появлялся. Юноша задал вопрос: «Я знаю, что нельзя писать в Шабат
и в праздник, но если речь идёт о чём-то действительно важном — есть ли
возможность получить разрешение? ЕГЭ для меня очень важен, от него зависит всё
моё образование».
Услышав
от р. Лазара, что никакого разрешения нарушать праздник нет, юноша ответил: «В
таком случае я не буду сдавать ЕГЭ».
(Продолжение далее.)
2. «И никто не посмеет этому мешать»
…Взволнованный решением ученика, р. Лазар
взял с письменного стола книгу «Ликутей сихот», и она открылась как раз на
выступлении Ребе в новомесячье сивана 5740 года (15 мая 1980). На том
фарбренгене р. Лазар был лично. Это было особенное выступление. Внезапно Ребе
заговорил по-русски! Он обратился к евреям Советского Союза, который тогда всё
ещё находился под атеистической властью:
«Чтобы все еврейские дети, где бы они ни
находились, обратились каждый к своему отцу или к своей матери, или к дедушкам
и бабушкам, или ко всем вместе – пусть просят и настаивают, пока они этого не
добьются. Чтобы начиная с начала сивана начались приготовления к получению Торы
от Б-га. Приготовление к празднику – это когда человек принимает твёрдое
решение исполнять все указания нашей священной Торы, не спрашивая, чем это
объясняется и что он за это получит. Ведь он знает что Тора даётся самим Б-гом
каждому еврейскому ребёнку, мальчику или девочке. Поэтому дети должны просить –
и наверняка они этого добьются – чтобы отец, мать, дедушка и бабушка добавили и
себе знаний о Торе и об еврействе вообще.
И
также просите их, чтобы в день Шавуот они вместе пошли в синагогу. Ведь это
разрешается законами и подтверждается Конституцией: синагога должна быть
открытой для всех, кто хочет прийти туда, чтобы там молиться и слушать чтение
Священной Торы. Более того власти должны охранять их, чтобы никто им не мешал
идти в синагогу, быть в синагоге, слушать там чтение Торы и молитвы. И потом
они будут возвращаться домой в хорошем настроении, и никто не посмеет этому
мешать. Это соединит их со всем еврейским народом, и в частности с еврейскими
детьми во всех странах, чтобы все почувствовали: мы – единый народ, связанный с
единственной Торой, данной нам единственным Богом, навеки, во всяком месте».
Прочитав
эти удивительные слова Ребе, р. Лазар решил, что должен сделать всё возможное
ради юноши, только что обратившегося к нему, и ради всех еврейских учеников по
всей России, которые не хотят нарушать праздник. На следующий день он позвонил
в администрацию Президента с просьбой о срочной встрече. Тогда президентом был
Дмитрий Медведев, и он согласился принять раввина.
«Скоро наступит праздник Шавуот, день
получения Торы», — сказал р. Лазар, на что президент Медведев тут же ответил:
«О, да, Тора — это святое». И р. Лазар продолжил: «А если это святое – как
можно объяснить еврейскому ребёнку, что то, что для него самое святое, не имеет
значения для государства? Как он вырастет человеком с принципами, если
государство разрушает самое святое для него?» Президент был ошеломлён. «О чём
идёт речь?» — спросил он. И раввин ответил: «В святой Торе написано, что в
праздник Шавуот запрещено выполнять любую работу. А здесь еврейских учеников
принуждают именно в этот день писать экзамен!»
Президент
тут же позвонил министру образования, сообщил, кто находится у него в кабинете,
и поручил немедленно заняться этим вопросом. И действительно, спустя несколько
дней Министерство образования опубликовало заявление: каждый ученик, кто
пожелает, сможет сдать экзамен в другой день — не совпадающий ни с Шабатом, ни
с праздником!
Вспоминаю,
как в том году после молитвы в центральной синагоге «Марьина Роща»,
переполненной молящимися и множеством детей, мы вышли на улицу, а там стояли
вежливые полицейские, охранявшие молящихся, которые возвращались домой. Слова
Ребе исполнились на наших глазах в точности: «они будут возвращаться домой в
хорошем настроении, и никто не посмеет этому мешать!»
3 «Отправь хлеб свой»
В
прошлом году р. Лазар к своему шестидесятилетию издал первый том своих уроков
по недельным главам Торы под названием «Шалах лахмеха». А на этой неделе, с
Б-жьей вышел из печати второй том. Я сопровождал весь процесс редактирования и
издания, как и с первым томом. Ниже приведены несколько отрывков из
предисловия, написанного р. Лазаром:
«С благодарностью Всевышнему я издаю том
моей книги “Шалах лахмеха”, посвящённый книге Шмот. Когда я готовил к выпуску
первый том по книге Берешит, я колебался: уместно ли издавать лекции,
произнесённые в синагоге в Москве, перед определённой аудиторией? Представляют
ли они интерес для широкой публики? Но мне рассказали, что книга была с
энтузиазмом воспринята во многих еврейских общинах по всему миру: люди читали
её, черпали из неё идеи, и многие рассказали мне, что использовали приведённые
в ней материалы в своих уроках Торы. Это даёт мне силы продолжать, и поэтому я
издал второй том…»
«…Когда я выехал на шлихут в Россию, моей
целью было добиться того, чтобы российские евреи начали гордиться своим
еврейством, не скрывали его, не стыдились и не испытывали страха или смущения.
Это — тот путь и подход, который нам постоянно внушал Ребе, особенно в те годы,
когда он побуждал зажигать ханукальные свечи “в самом публичном и центральном
месте” каждого города. Часто можно было услышать из его святых уст: когда евреи
идут по пути Торы с чувством “гордости Яакова” — они воздействуют на своё окружение,
и даже народы мира помогают им и поддерживают их во всех их делах.
И
действительно, в наши дни мы видим, что евреи пробуждаются, что они укрепляются
в своей еврейской идентичности с "гордостью Яакова", открыто и с
радостью заявляя о своём еврействе».
«…Мне выпала честь проводить уроки Торы в
Центральной синагоге Марьина Роща в Москве. И об этих уроках можно сказать
словами трактата Авот: “У своих учеников я учусь больше всего”, и не только
благодаря вопросам, которые задают слушатели, но и благодаря самой подготовке к
ним. Сочетание их огромной жажды еврейского знания и необходимости размышлять о
том, что именно им нужно услышать и как это передать — это требует большой
подготовки…»
«…Здесь уместно увековечить имя одного из
выдающихся участников этих уроков — р. Цви Ѓирша (Гришу) бен Исраэль, старосту
Центральной синагоги, который скончался около двух месяцев назад, 8 нисана 5785
года. Он был преданным учеником, старавшимся не пропустить ни одного занятия,
стремившимся понять всё до самой сути. Он задавал вопросы во время уроков и
после, изучал самостоятельно и насколько мог делился содержанием уроков с
другими. Это удивительное свидетельство возрождения еврейства в России из
пепла. Перед нами еврей, который до пятидесятилетнего возраста вообще не знал
иврита, а за годы участия в уроках стал человеком, преданным изучению Торы…»
«…В заключение я обращаюсь ко всем, кто
занимается приближением наших братьев, сынов Израиля, к нашему Отцу Небесному.
Помните, что сколько бы сил мы ни вкладывали для влияния на них — ничто не
сравнится с тем внутренним воздействием, которое оказывает изучение Торы. Оно
кардинально меняет их жизнь, связывает их с Древом жизни. На нас лежит
обязанность “наполнить мир Торой” — не только учиться, но прежде всего учить,
отдаться делу проведения уроков Торы с каждым евреем. Именно этот путь приведёт
к тому, что они и все их семьи встанут на путь света — придут к соблюдению Торы
и заповедей с глубоким осознанием».
Фото недели: В Малаховке
В
ночь со среды на четверг я получил сообщение от молодого еврея: может ли кто-то
приехать к ним этим утром, чтобы провести молитву, а главное — прочитать Тору.
«Если уж совсем не будет другого выхода, я сам выйду вести молитву, но читать
Тору по свитку я пока ещё не умею! А никого, кроме вас, я не нашёл».
Раввин
г. Малаховка под Москвой, мой друг, шалиах рав Моше Тамарин, вытянул жребий и
отправился в этом месяце к Ребе как представитель всей московской общины. Он
заранее организовал замену для ведения молитв в своей синагоге. «Но завтра тот,
кого назначил рав Тамарин, не сможет к нам приехать. Жалко, если молитва
пройдёт без чтения Торы…» — объяснил симпатичный молодой человек, добровольно
взявший на себя ответственность.
Я
не смог найти ни одного оправдания не ехать, и с утра поехал в Малаховку.
Дорога туда заняла сравнительно немного — пятьдесят пять минут, и я был на
месте за несколько минут до начала молитвы. В небольшой комнате рядом с
молельным залом за столом сидели несколько молящихся. Во главе — Хаим Нисан
Баэр, который, несмотря на свою занятость, постоянно посещает молитвы и сейчас
исполняет обязанности рава Тамарина, проводя каждое утро урок перед молитвой.
Все
слушают его с вниманием и даже не замечают моего прихода. А когда я сказал, что
приехал вести молитву и читать Тору по свитку – радость молящихся невозможно
было описать. Я полностью погрузился в молитву, волновался, словно это была
молитва на Рош ѓа-Шана.
Рабанит
Тамарин с тёплой заботой угостила всех молящихся завтраком: мясные котлетки и
свекольный салат. А потом я сел в электричку на ближайшей станции и снова
приехал в центр Москвы, преисполненный благодарности Всевышнему за чудесную
возможность увидеть и прочувствовать возрождение еврейской жизни в России.
Гут шабес!
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה