глава Беѓаалотха
ב"ה
Моменты недели – глава Беѓаалотха
Два свитка Торы вместо одного / Принятие ига Царства Небесного / Уважение, выраженное р. Лазару знатоком Торы / Вспомните покойных!
1. В двойном размере
Р.
Мордехай Вайсберг, директор еврейской общины «Марьина Роща», завершил
еженедельное совещание словами: «Я на этой неделе лечу в США — на праздник
моего сына Менди».
Около
трёх лет назад р. Авраѓам Гольцберг, раввин района Джорджтаун в Бруклине,
попросил своего молодого зятя р. Менди Вайсберга – сына р. Мордехая – переехать
в соседний район Борген-Бич, где проживает много русскоязычных евреев, и начать
работу среди них: организовать уроки Торы и миньяны. Молодая пара переехала, и
р. Гольцберг сопровождает их деятельность на каждом этапе.
Молодой
шалиах вырос в Москве, и после переезда он начал использовать своё знание
русского языка для работы среди русскоязычных евреев в своём районе. Вскоре
нашлось постоянное место для еврейского центра. Но вот свитка Торы — для чтения
в миньяне — у него не было. Менди обратился в благотворительный фонд,
существующий в США специально для таких нужд: выдача свитков Торы в аренду
новым еврейским общинам. Свиток выдали, но лишь на один год.
В
первую же неделю после открытия нового Бейт-Хабада к нему обратилась еврейка,
жительница Борген-Бич: она хочет провести церемонию отделения халы в память о
родственнике. Реб Менди с радостью предоставил место и всё необходимое. Женщина
поблагодарила его и поделилась, что во время церемонии у неё возникло желание
написать свиток Торы в память родственника. Она начала кампанию по сбору
средств среди друзей и родственников и пообещала, что по завершении пожертвует
свиток этому Бейт-Хабаду. Реб Менди, растроганный, поблагодарил её, но после
нескольких уточняющих вопросов понял, что сбор средств может занять годы.
Менди
Вайсберг, как и его отец, не ждёт, пока закончатся сроки или пока появятся
ресурсы. Во время поездки к на Оѓель, чтобы вместе с супругой с женой
помолиться и отчитаться о проделанной работе, он добавил просьбу о
благословении на свиток Торы для своей общины, где миньян уже стал регулярным.
И только Менди закончил молитву — телефонный звонок. «Меня зовут Мики. Мне
позвонила моя двоюродная сестра — она собирает деньги на свиток Торы для
Бейт-Хабада в Борген-Бич. Но я подумал: а зачем быть только партнёром в её
свитке? Я хочу пожертвовать дополнительно и свой собственный свиток Торы!»
Пока
реб Менди ещё переваривает случившееся — такое неожиданное проявление
Б-жественного провидения — ему звонит сама эта женщина и говорит: «Мой
двоюродный брат покроет оставшуюся часть суммы. Закажите свиток Торы и всё
необходимое — я сразу переведу деньги». Реб Менди тепло поблагодарил её и
поинтересовался: «А можно устроить двойную церемонию — в одном мероприятии
внести два свитка Торы? Ведь ваш двоюродный брат дополнительно пожертвует и
свой собственный свиток!»
Радость
женщины не знала границ.
Мазл
тов, рав Мордехай Вайсберг!
Мазл
тов, община Борген-Бич!
В
это воскресенье, с Б-жьей помощью, два свитка Торы будут внесены с большой
честью и славой в синагогу, которая станет новым этапом в деятельности Хабада
среди русскоязычных евреев района.
2. Читайте Шма вовремя
Много
лет назад один гость, приехавший в Москву на короткое время из Иерусалима,
побудил меня к действию. Он обратил моё внимание на то, что следует публиковать
время окончания Криат Шма и время окончания чтения Шмоне-эсре здесь, в Москве —
как это принято во многих еврейских общинах по всему миру.
Поскольку
незадолго до этого у меня уже возникла идея распространять расписание начала и
окончания Шабата и праздников в рамках выпуска новостей «Еврейское время
Москвы» — в рамках моей деятельности как габая Центральной синагоги, — я
присоединил и эту идею к проекту. С тех пор каждый месяц на разных платформах
публикуются эти времена, вместе с расписанием молитв в Центральной синагоге и
другими сезонными публикациями.
Что
такое окончание времени Криат Шма? Согласно ѓалахе, утреннее Шма нужно читать
до конца третьего «временного часа» дня. «Временной час» - это одна двенадцатая
часть светового дня. Зимой он меньше шестидесяти минут, летом – больше
шестидесяти минут. Евреи России следуют мнению Алтер Ребе и Виленского Гаона,
согласно которому световой день начинается с восходом солнца (ѓенец ѓа-хама) и
заканчивается с закатом, этот промежуток времени делится на двенадцать – и
получаем длительность «временного часа» в минутах.
К
сожалению, многие до сих пор не осознают, насколько важно читать Криат Шма
вовремя. А ведь это заповедь, основа которой — из Торы, как сказано: «И говори
их… когда ложишься и когда встаёшь». Вот картина, которую я видел каждое утро в
детстве: мой отец стоит у окна, мелодично произносит утренние благословения, а
сразу после — читает Криат Шма.
Несколько
дней назад один уважаемый еврей обратил моё внимание, что в летний период
ежемесячная публикация уже недостаточна. Ведь восход солнца сейчас примерно в
3:30 утра, и, как следствие, время окончания Криат Шма наступает очень рано —
около 8:00 утра. Нужно проснуться, прочитать утренние благословения и Шма до
этого времени! В тех случаях, когда общественная молитва происходит по
отношению к этому времени поздно, каждый должен самостоятельно прочитать Криат
Шма до молитвы – все три отрывка. А по хабадскому обычаю, в конце добавляют
слова «Я Б-г ваш, Я Б-г ваш, Истина» — чтобы довести общее количество слов до
248 (по числу органов тела).
И
вот я обратился к своему брату Йоси, который оформляет объявления для нужд
нашей общины, с просьбой подготовить несколько вариантов для новой кампании:
еженедельная публикация с указанием времени, до которого можно читать Криат Шма
на этой неделе. Я очень надеюсь, что это приведёт к пробуждению осознанности об
этой важной заповеди.
У
меня также возникла идея добавлять короткий текст на иврите и на русском о
важности своевременного чтения утреннего Криат Шма. Вот один из отрывков,
который я нашёл и собираюсь включить в публикацию, начиная с ближайшего
воскресенья.
*
В
Зоѓаре рассказывается, что когда рав Йеѓуда и рав Йоси пришли к Янука, тот не
захотел приблизиться к ним, так как почувствовал по запаху их одежд, что они не
прочли Криат Шма вовремя, а тот, кто не говорит Криат Шма вовремя, отлучен
Небесами. Когда они это услышали, они благословили его и объяснили, что не
сказали Криат Шма, потому что были заняты заботами о женихе и невесте — а тот,
кто занят исполнением заповеди, освобождён от другой заповеди.
Но
возникает вопрос: раз они были освобождены от заповеди – как Янука почувствовал
по запаху их одежд, что они не прочли Криат Шма?
Объяснение
таково: хотя они действительно были освобождены от заповеди Криат Шма, но не
достигли общего принятия ига царства небесного, ведь это происходит только
через Криат Шма – поскольку оно является всеобъемлющей заповедью, подобно тшуве.
(Алтер Ребе. Сефер ѓа-маамарим 5562 г.)
3. Уважение раввина к раввину
Получилось
так, что я стал «письмоносцем», передающим послания туда и обратно. Переписка
началась после того, как Главный раввин России р. Берл Лазар поручил мне в
Пурим отправить «мишлоах манот» всем адморам, главам ешив и выдающимся
раввинам, которые участвовали в праздничной трапезе «семи благословений» в
Иерусалиме по случаю свадьбы его дочери. Каждый получил «мишлоах манот» с
письмом и книгой «Шалах лахмеха», написанной р. Лазаром, — в знак
признательности и благодарности за участие в празднике.
Один
из этих раввинов — иерусалимец р. Хаим Либерман, который много лет назад открыл
для себя великий свет Ребе, стал глубоко изучать хасидизм и учение Ребе и
делиться своими знаниями с учениками. Он также получил книгу р. Лазара и, после
глубокого изучения, изложил свои замечания и комментарии, написав их мелким
почерком. После Песаха р. Либерман передал свои замечания сыну Эли, чтобы тот
переправил их р. Лазару. Рав Лазар написал глубокий ответ, и я передал его р.
Либерману. На этой неделе рав Либерман прислал ответ:
«…Шалом и благословение с глубокой любовью и
верностью. Настоящим шлю вам сердечный привет и желаю, чтобы вы удостоились
увеличения и возвышения Торы и хасидизма в винограднике Дома Израиля — народа
Всевышнего, Его близких — на Святой земле и в диаспоре, во славу, похвалу и
красоту, в телесном и духовном здравии, и чтобы удостоились видеть великую
святость и радость от всех ваших детей, учеников и последователей — с глубокой
радостью и Б-жьим ликованием, с мощью и силой на долгие и добрые годы. Амен, да
будет так.
Моё
сердце наполнилось радостью, когда я получил ваш ответ. У меня и мысли не было
утруждать вас ответом на моё письмо и отвлекать ваше доброе сердце от множества
забот и святой работы, лежащей на ваших плечах. Прошу прощения за беспокойство
и за то драгоценное время, которое вы отвлекли от своих дел и посвятили мне.
Однако
не могу скрыть великую радость и наслаждение, которую я испытал, прочитав ваши
слова, такие ценные, точные, исполненные мудрости и глубины. И с того момента
моя любовь к вам только усилилась, «подобно тому, как вода отражает лицо», как
сказано в Тании, глава 46…»
Далее
в письме р. Либермана следует обсуждение: глубокие объяснения по каббале и
хасидизму, как продолжение к сказанному в книге в и письме-ответе рава Лазара.
Всё написано от руки. Ниже — завершение письма, которое я переписал полностью:
«…Завершаю письмо благословением в духе
начала: Да удостоитесь вы возвеличивать и возвышать Тору, увеличивать усилия в
распространении Торы и её величия, приближать души Израиля к их Небесному Отцу.
Да удостоитесь вы нахеса от всех ваших детей и учеников. Да продлит Всевышний
ваши дни, чтобы продолжать раскрывать Б-жественное присутствие в мире, освящать
Имя Всевышнего через умножение света душ святого Израиля, уподобленных свечам,
как сказано: „Свеча Господня — душа человека“, по объяснению Алтер Ребе в Тании,
глава 19, и как сказано в первом маамаре его же книги "Ликутей Тора“ на
главу „Беѓаалотха“: свечи — это души, как сказано „Свеча Господня — душа
человека“, а весь народ Израиля называется менорой. И в других маамарах на
главу „Беѓаалотха“ объясняется идея свечей как намёк на души Израиля. Да
удостоитесь вы увидеть добрые плоды своего труда, благодаря силе пославшего вас
— нашего великого Ребе, благословенной памяти.
С
благословением от всей души, с глубокой любовью и искренним уважением,
Хаим
Либерман
из
святого города Иерусалима, да будет он отстроен и восстановлен».
Фото недели: Истинное милосердие
Письма
р. Хаима Либермана я получил через его сына, р. Тувию Либермана, который
сфотографировал письма своего отца (тот пишет от руки) и прислал мне по
электронной почте. В ходе переписки выяснилось, что он – редактор газеты
«Ѓа-эда», представляющей иерусалимскую общину «Эда харедит» (всем известен знак
их строгого кашрута). Р. Тувия прислал мне несколько выпусков газеты, в которых
помещены новости общины, сообщения отдела кашрута, отчёты о протестах против
раскопок могил в Земле Израиля и другое.
В
одном из выпусков газеты я прочёл поразительную историю. Один еврей, утративший
жену и шестерых детей в Холокосте, после войны репатриировался в Страну Израиля
и поселился в Беэр-Шеве. Он так и не создал новую семью, и позже пожертвовал
свой дом местной ешиве. После его смерти его племянник взял на себя
обязательство вспоминать его каждый раз при чтении молитвы «Изкор». Он делал
так много лет, однако в последний Песах, около двух месяцев назад, он был
вынужден срочно ехать в больницу сопровождать своего зятя. Перед «Изкор» он
понял, что забыл листок с именем дяди и именем его отца, и очень огорчился, что
не сможет, как обычно, помянуть его.
Месяц
назад этот племянник поехал в США, чтобы собирать деньги на лечение своего зятя
и на помощь его семье. Там он встретил человека, который как раз искал
информацию об одиноком еврее, скончавшемся много лет назад в Беэр-Шеве, по
имени так-то и так-то – о его дяде. Гость из Израиля удивился: почему вам нужна
эта информация? И американский еврей рассказал:
- Мой тесть ребёнком жил в Беэр-Шеве. Он и
его друзья знали этого пережившего Холокост человека — он казался им странным,
изломанным судьбой, и, как это бывает у детей, они иногда насмехались над его
поведением.
В
последнюю ночь Песаха ему приснился сон. Во сне к нему явился человек из
Беэр-Шевы и сказал, что до сих пор не простил его за былые насмешки. И если он
хочет это исправить — пусть назовёт его имя в молитве “Изкор” на следующий
день. Во сне он также назвал своё имя и имя своего отца. Мой тесть запомнил
имена. Утром он, конечно, раскаялся в своем детском поведении и помянул
человека из Беэр-Шевы в синагоге.
*
Р.
Тувия Либерман закончил свой рассказ так:
«Эту историю на прошлой неделе прочёл один
мой знакомый и решил на следующий же день отправиться на кладбище к могиле
своего дяди — брата своей матери, умершего бездетным. И когда он встал у
надгробия и прочёл дату, он потрясённо осознал: это именно день йорцайта
покойного!»
А
мы в Центре социального обеспечения «Шаарей Цедек» провели на этой неделе
важный проект: уборка могил одиноких и забытых евреев. Так мы делаем каждый
год. Наши волонтёры, в основном пожилые мужчины и женщины, получили мешки для
мусора, ножницы, перчатки, щётки, и в течение нескольких часов они приводили в
порядок могилы на двух еврейских кладбищах Москвы — с верой и молитвой, что
покойные заступятся за нас, и мы удостоимся вечного спасения.
В
книге «Маавар Йабок» говорится:
«Мёртвым доставляет удовольствие, когда их
дети и любимые приходят к их могилам и молятся за их души — это приносит им
благо в том мире… А в праздники принято устраивать поминовение душ и давать
пожертвования».
Любое
действие, даже самое малое, сделанное во благо души, находящейся в лучшем мире,
высоко ценится в Небесах, и души жаждут этого.
Гут шабес!
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה