Беѓар-Бехукотай, Хазак, благословляем сиван
ב"ה
Моменты недели – Беѓар-Бехукотай, Хазак, благословляем сиван
Встань, рабби Шимон! / Величие маленькой деревни / Не забывайте сообщать добрые вести! / Что нужно делать для победы?
1. Рав Мордехай Элияѓу на горе Мерон
Это
было в прошлую пятницу, в самый разгар Лаг ба-Омера, после полудня, когда новые
гости уже почти не прибывают из-за приближающегося Шабата, певцы в главном
дворе на горе Мерон поют субботние песни, а распорядители намекают им
поторапливаться. Ведь нужно подготовить место к Шабату и дать возможность
гостям вовремя добраться в другие города севера, где они проведут Шабат,
особенно в Цфат, куда всегда прибывает множество гостей Лаг ба-Омера.
Я
направился к заднему выходу из комплекса, чтобы заранее помолиться Минху. Найдя
ещё нескольких евреев, готовых составить миньян, я увидел рядом с собой
главного раввина Цфата, р. Шмуэля Элияѓу, который только что завершил молитву у
могилы рабби Шимона бар Йохай и, прежде чем вернуться в Цфат, захотел
помолиться Минху кануна Шабата в этом возвышенном месте.
Я
пожал ему руку, и он сразу меня узнал. Мы вспомнили его визит примерно
десятилетней давности, когда я пригласил его в качестве почётного гостя на 15-ю
ежегодную трапезу «мелаве малка» центрального благотворительного фонда «Керен
Хая-Мушка». Он вспомнил и субботнюю трапезу, которую провёл за нашим столом. Мы
порадовались и растрогались, вспомнив это вместе.
После
завершения молитвы к р. Шмуэлю выстроилась очередь просителей благословения. Я
терпеливо подождал, и когда он освободился, спросил: «Расскажите, пожалуйста, о
связи Вашего отца с Лаг ба-Омером». Я сам помнил, а также слышал много раз от
моего отца, как великий каббалист, главный сефардский раввин Израиля рабби
Мордехай Элияѓу приезжал в Лаг ба-Омер на Мерон, танцевал во дворе, молился у
могилы и был весь погружён в мысли и возвышенные размышления.
- С тех пор как я себя помню, я видел, как
мой отец каждый год поднимался на Мерон на Лаг ба-Омер. По пути он учил
"Идру", раздел Зоѓара. Иногда он ехал в автобусе с другими людьми и в
пути давал урок для пассажиров. Когда он приезжал к рабби Шимону бар Йохаю, он
завершал изучение "Идры" и начинал радостный танец, и параллельно он
благословлял людей. Есть множество рассказов о чудесах, связанных с отцом, но
самые сильные истории — это те, что происходили после радости Лаг ба-Омера.
Один
раз, когда мы были внутри комплекса, отец велел мне вслух произнести отрывок
«Патах Элияѓу»…
Рав
Шмуэль Элияѓу берет сефардский сидур и показывает мне, что отрывок из Зоѓара
«Патах Элияѓу», который ашкеназы читают перед Минхой в канун Шабата — это
сокращённая версия текста, который читают сефарды перед каждой Минхой в будни.
- Отец стоял рядом и слушал. Я дошёл до
слов: «Встань, рабби Шимон, и пусть обновятся слова через тебя, ибо тебе дано
разрешение раскрывать скрытые тайны, которых никому прежде не разрешалось
открывать». И вдруг отец повернулся ко мне и с неописуемым волнением сказал:
«Произнеси это громко, нужно говорить это, обращаясь прямо к рабби Шимону!» И я
повторил слова с воодушевлением: «Встань, рабби Шимон…» И было ясно, что отец
ощущает, будто он стоит прямо перед святым рабби Шимоном!
Взволнованный
воспоминаниями, рав Шмуэль попрощался, пожелав доброго Шабата и горячо
благословив евреев России.
2. Разве Мерон – это город?
Среди
улочек и закоулков иерусалимского квартала «Бейт Исраэль» живёт уникальный
человек. Он владеет всеми аспектами как открытой, так и скрытой Торы, в его
многочисленных книгах объединены Шулхан арух, Зоѓар и учение Аризаля, где
ѓалаха и каббала соединяются в своём сияющем корне.
Много
лет он ежедневно спешил в ешиву «Аншей маамад» в верхней части квартала,
которую возглавляет. Ешива была основана праведником и мудрецом р. Матитьяѓу
Дайчем. После полудня он садился в микроавтобус вместе с другими евреями и ехал
в другой район Иерусалима к могиле Шимона Праведника, где на протяжении
десятков лет он дает постоянный урок по ѓалахе. Это рабби Авраѓам Авиш
Цайнвирт. Его ученики организовали для него собственную синагогу и
распространяют его учение и многочисленные книги.
В
прошлую пятницу, в Лаг ба-Омер, я встретил на Мероне его брата, р. Пинхаса
Цайнвирта, с которым у меня связаны воспоминания о поездках и Шабатах на Мероне
более чем сорокалетней давности. Тогда он организовывал группы паломников,
особенно на Лаг ба-Омер, и каждый год проводил со своей семьей на Мероне
несколько дней. Когда он услышал, что я собираюсь провести Шабат в этом святом
месте, он сказал: «Я приглашаю тебя на субботние трапезы вместе с моим
братом-каббалистом». Я обрадовался приглашению, ведь кроме прочего, он и его
брат — двоюродные братья моей матери по обеим сторонам, отца и матери.
После
того как мы завершили молитву у могилы, которая была переполнена евреями,
радующимися великой возможности встретить святой Шабат сразу после Лаг ба-Омера
в этом святом месте, мы собрались в строении, которое ещё не было полностью
завершено. В центре находился помост с накрытым столом и креслом для каббалиста
рава Авиша. Он был одет в белую одежду — иерусалимский кафтан, который, как
известно, состоит из 26 частей по числу гематрии Имени Всевышнего. С помощью
габая он поднялся на помост. Сначала он один раз обошёл стол, затем взял в руку
ветку мирта, благословил, понюхал и с ней сделал ещё два круга. Этот обычай я
видел впервые в жизни.
После
того как рав Авиш поел немного рыбы, он начал говорить слова, оживляющие душу.
Он объяснил великую ценность Шабата, который наступает сразу после праздника,
ведь свет и святость праздника продолжаются в Шабат. Он процитировал из книги
«Шаар ѓа-каванот», а также из «При эц Хаим», где каббалист рабби Хаим Виталь
пишет о поездке своего учителя Аризаля на Мерон. «Обычай, принятый в Израиле —
подниматься в Лаг ба-Омер на могилы рабби Шимона бар Йохая и его сына рабби
Элазара, которые похоронены, как известно, в городе Мерон».
Рав
Авиш спросил: почему он называет Мерон городом, ведь даже сейчас это всего лишь
деревня, не говоря уже о времени Аризаля? И он ответил с помощью стиха из главы
Берешит: «До великой реки, реки Евфрат». Почему Евфрат назван «великой рекой»,
хотя по сравнению с другими реками, упомянутыми в том отрывке, он мал? Раши
объясняет: «Поскольку река Ефврат является границей Страны Израиля, ее называют
великой. Народная пословица гласит: слуга царя — сам как царь». Так и здесь —
благодаря тому, что в Мероне похоронен рабби Шимон, можно называть Мерон
«городом».
Далее
рав Авиш задал вопрос: почему рабби Акива пожертвовал собой ради изучения Торы,
если самопожертвование требуется по ѓалахе только по трём другим причинам?
Ответа я, к сожалению, не запомнил — усталость от бессонной ночи Лаг ба-Омера
дала о себе знать, и я немного задремал, проснувшись, когда габай объявил о
молитве шахарит в 4:30 утра.
Я
не встал в такой ранний час, а молился в обычном миньяне ХАБАДа в пещере рабби
Элазара, который постоянно организует посланник на Мероне рав Ѓальперин. Но я
вспомнил, как в юности, после субботнего ужина на Мероне, когда мы ложились
спать, я видел рава Авиша, стоящего с маленьким томом Талмуда у лампы и
учившегося с воодушевлением, готовясь к утренней молитве с рассветом, как он
поступает всегда.
3. «Что было с моим дедом, то стало и со мной»
Во
время моего визита в Святую Землю я с радостью встретился с моим братом
Матитьяѓу, чтобы поздравить его с рождением сына и с введением его в завет
Авраѓама. Обрезание провёл праведный каббалист рабби Яаков Адес, наш
родственник и давний друг моего брата Матитьяѓу. После обрезания брат рассказал
мне вот что.
- Примерно две недели назад мы с семьёй
отправились в короткую поездку по Галилее. Вечером мы приехали в город Цфат и
зашли на вечернюю молитву в синагогу хасидов Лелова. После молитвы я подошёл к
адмору из Лелова и попросил у него благословение на лёгкие роды для моей жены.
Он благословил меня с радостью.
В
понедельник вечером я встретил габая адмора и попросил его передать своему
раву, что моя жена, слава Б-гу, сегодня родила сына. Однако габай забыл
сообщить об этом адмору. Этот габай постоянно учит Тору с адмором, и на
следующий день, во вторник, после завершения учёбы, адмор внезапно стал
рассказывать ему:
«Однажды в пятницу вечером, в Шабат глав
Тазриа-Мецора, мой дедушка, адмор Моше Мордехай из Лелова, сказал за субботним
столом: Написано в главе Тазриа: "Если будет у человека цараат — он должен
быть приведён к коѓену", а в начале главы Мецора сказано: "Вот закон
мецора: в день его очищения он должен быть приведён к коѓену". И объяснил
мой дедушка: коѓен здесь символизирует праведника. Обычно человек приходит к
праведнику, только когда у него "цараат", то есть когда ему нужна
помощь. Но нельзя забывать приходить к праведнику и "в день его
очищения" — то есть когда он уже обрел спасение.
И
тут мой дедушка, рабби Моше Мордехай, вздохнул и сказал: "Почему люди не
приходят рассказать мне, когда обрели спасение, а приходят только тогда, когда
у них беда?"
После
этих слов, которые сказал рабби Моше Мордехай, один из хасидов, р. Йом Тов
Красянский, воскликнул: он только что вспомнил, что некий молодой человек
попросил его в пятницу вечером перед Шабатом передать ребе, что его жена
сегодня родила мальчика. Но, так как он был очень занят подготовкой к «шалом
захар» и другими хлопотами, он не успеет сам прийти к ребе, и потому попросил
передать эту радостную весть. А я, - сказал р. Красянский, - совершенно забыл
сообщить это ребе, и только сейчас, когда ребе сказал свое толкование, я
вспомнил!»
Адмор
из Лелова закончил рассказ. И габай, учивший с ним Тору, схватился за голову и
вскричал: «Ведь со мной произошло ровно то же самое! Ведь рав Матитьяѓу Дайч
попросил меня передать ребе, что слава Б-гу, у него родился сын — и я забыл
сказать ребе!»
Адмор
рассмеялся, услышав это, и сказал: «Поступки отцов — знак для детей. То, что
случилось с моим дедушкой, случилось и со мной!»
Мы
знаем, что Любавичский Ребе всегда просил, чтобы ему сообщали хорошие новости,
особенно после того, как ему посылали просьбу о молитве по поводу какой-либо
трудности. Это наша обязанность — жить с чувством благодарности перед
Всевышним. И нужно хранить это чувство благодарности в каждом шаге, в каждом
месте и в каждом деле.
Фото недели: Победа – это вы
- В прошлый раз я был в этом зале 32 года
назад, и это был праздник Суккот. По окончании мероприятия я приехал домой, и
начался шквал телефонных звонков со всего мира… - Так сказал мне Главный раввин
России р. Берл Лазар. Он имел в виду события 4 октября 1993 года в Москве,
«войну президента Ельцина с парламентом», в которой погибло 187 человек. Тогда
от весёлого празднования Суккот пришлось сразу перейти к обстановке гражданской
войны в центре Москвы, к артиллерийскому обстрелу Верховного Совета, кризису
90-х и другим печальным событиям.
В
этот понедельник празднование Дня Победы, организованное «Джойнтом», состоялось
в том же зале «Центрального дома культуры железнодорожников», что и
празднование Суккот 32 года назад. К счастью, нынешние обстоятельства
совершенно другие. В начале празднования р. Лазара пригласили выступить перед
сотнями собравшихся. Среди прочего он сказал:
«Мы празднуем День победы дважды: по
гражданскому календарю 9 мая и по еврейскому календарю 26 ияра. Но День победы
– это не только память об историческом событии, о том, как 80 лет назад
Советская армия и союзники победили нацизм. День победы имеет значение и
сегодня.
Чего
добивались нацисты? Они хотели полностью уничтожить еврейский народ. Они
хотели, чтобы евреи остались только в виде статьи в энциклопедии, в виде
музейных экспонатов, а чтобы реального соблюдения Шабата и Песаха не было. Но
их планы не осуществились благодаря Победе, и её результатами являетесь вы все,
сидящие в этом зале. Да и я сам здесь нахожусь благодаря Победе. Мои родители
были во время войны в Европе и чудесным образом спаслись.
А
ещё один результат Победы – мы можем быть евреями с гордостью, не боясь и не
стесняясь этого. Поэтому каждый из нас здесь – чудо Победы.
Но
Победа – это ещё и обязанность помнить. У нас, евреев, есть много заповедей,
связанных с памятью: «помни Шабат», «помни выход из Египта», «помни, что сделал
тебе Амалек». А как мы выполняем эти заповеди? Посредством действия. Чтобы
помнить, мы делаем нечто.
Ваша
задача – помнить о Победе и передать эту память внукам и правнукам, чтобы они
так же гордились своим еврейством, чтобы они помнили о связи с еврейским
народом.
Когда
вы вернётесь домой после сегодняшнего прекрасного вечера и концерта, подумайте:
«что я могу сделать, чтобы память о Победе стала силой, стала действием?»
Например, можно записать внуков и правнуков в еврейские летние лагеря, там они
будут изучать иврит, еврейскую традицию, историю нашего народа. У меня есть
много знакомых среди членов еврейской общины России, которые сделали первый шаг
к еврейству именно в летнем лагере.
Можно
записать внуков и правнуков в еврейскую школу. Можно прослушивать дома
еврейскую музыку. Можно посетить Израиль, это недалеко, не нужна виза и есть
прямые рейсы. Ведь существование государства Израиль – это тоже следствие
Победы.
Подумайте
о том, что вы можете сделать для сохранения еврейства. И тогда память о Победе
приблизит нас к приходу Машиаха».
Гут шабес, ходеш тов
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה