седьмой день Песаха
ב"ה
Моменты недели – седьмой день Песаха
Марор с мацой / Кто открыл двери на «Шфох хаматха» / Седер без Гриши / Чудеса праведника
1. Марор и вера
«В ночь Седера, помимо исполнения заповедей
есть мацу и марор по отдельности, мы также добавляем их совместное поедание — в
“корех”, как это делал Ѓилель во времена существования Храма. Ѓилель “складывал
пасхальную жертву, мацу и марор и ел их вместе”. Однако сегодня, когда у нас
нет пасхальной жертвы, встаёт вопрос: какой смысл в этом складывании? Ведь
стих, на который опирался Ѓилель — “с мацой и горькими травами пусть едят его”
— говорит именно о пасхальной жертве. А если нет жертвы — вроде бы и складывать
нечего?»
В
первый день праздника, после чтения Торы, как это бывает каждую субботу и
праздник, на биму поднялся Главный раввин России р. Лазар и начал глубокую
лекцию, которую он продолжил и во второй день праздника.
«Ответ на это можно дать с духовной точки
зрения, имеющей большое значение и в нашей реальности. Ѓилель не просто
исполнил техническую заповедь — он передал глубокое послание веры. Маца
символизирует освобождение, стремительный исход из Египта, высшее проявление
Б-жественности, тогда как марор символизирует рабство, горечь и тьму.
Складывание мацы с марором выражает понимание того, что как избавление приходит
от Всевышнего, так же и изгнание. Некоторые думают, что избавление — от Б-га, а
беды — это случайность. Ѓилель учит нас, что это не так. Всё управляется
Провидением, даже марор — даже боль и тьма — являются частью Б-жественного
замысла, и отсюда вырастает освобождение.
В
Зоѓаре сказано, что маца — это “хлеб веры”. Но и марор — это тоже “хлеб веры”,
ведь именно в тяжёлый, мучительный момент, когда все ощущения говорят, что
выхода нет, пробуждается чистая, простая вера, исходящая из глубин души.
Саша
Труфанов, сидящий здесь с нами по милости Небес — живой тому пример. Он жил
долгие годы в мире и покое, но именно когда он попал в плен к жестокому врагу,
в невыносимых условиях — в нём пробудился внутренний крик: “Жаждет Тебя душа
моя, тоскует к Тебе плоть моя”. Из марора получилась маца, из тьмы пробился
лучик света веры, и благодаря этой вере — его и его матери — он был спасён и
вышел к свету и истинной свободе».
2. Спасённые
Четыре
стиха молитвы «Шфох хаматха», произносимой под занавес чтения Агады в ночь
Седера — в каждую эпоху окрашиваются в свой особый тон. Начиная с времён
крестовых походов, когда составитель Агады объединил эти стихи из Теѓилим и
Пророков в одну молитву, и на протяжении всех поколений, в которых евреи
сталкивались с антисемитизмом, погромами и войнами.
Из
рассказов очевидцев ясно, что так, как прозвучала эта молитва в Москве на
большом общественном Седере в зале Центральной синагоги, ее не произносили
много лет. Седер вел р. Лазар, а среди гостей была и семья Труфановых,
приехавших отпраздновать Песах по приглашению р. Лазара и его семьи.
Когда
настает время произносить «Шфох хаматха», то если праздник выпадает на будний
день, берут подсвечники с горящими свечами и идут открывать дверь. Как
объясняет Ребе, в этот момент Сам Всевышний поступает так, как повелевает нам —
открывает все Вышние врата перед каждым из сынов Израиля. Присутствующие за
столом читают «Шфох хаматха» сидя, и только те, кто пошёл открывать дверь,
произносят это у входа.
Рав
Лазар поручил семье Труфановых взять со стола подсвечник с зажжённой свечой и
выйти к двери. Большие двери самой синагоги были и так открыты, поэтому он
попросил их спуститься на первый этаж и открыть входные двери здания. И вот,
спонтанно вся община встала и с волнением сопровождала семью — «угли, спасённые
из огня» — к дверям. Молитва «Излей гнев свой на нечестивцев, восстающих на
нас, чтобы истребить нас», поднялась к Небесам через двери, открывшиеся в тот
момент.
Два
дня спустя состоялась встреча президента России Владимира Путина, семьи
Труфановых, р. Александра Бороды и р. Лазара, который с самого начала войны в
Израиле прилагал огромные усилия для освобождения заложников и помогал членам
их семей, проживающим в России. Участники встречи выразили благодарность
президенту за все усилия, приложенные для их освобождения, попросили не
ослаблять усилия ради освобождения остальных заложников, всё ещё находящихся в
секторе Газы.
Вот
что сказала Лена Труфанова:
«Я бы хотела прежде всего поблагодарить вас
лично и все российское правительство, всю страну за те усилия, которые
предпринимались для нашего освобождения. Я знаю, что мы были освобождены, я и
моя мама, в конце ноября 2023 года, благодаря усилиям России и лично вашим.
Когда я вышла на свободу и узнала о том, что мой муж был убит в тот день, а мой
единственный сын и мамин единственный внук в плену, у меня начался очень
тяжелый период. Всё это время меня поддерживал рав Лазар и посол России в
Израиле, и я знала, что делается всё возможное, чтобы Саша был освобождён. И
вот он здесь.
Скоро
будет восьмидесятилетие победы над нацизмом. Моя бабушка, Сашина прабабушка,
была военным врачом. Она была ранена под Курском, попала в плен к нацистам,
смогла бежать и закончила войну в партизанском отряде в Белоруссии. То есть
Саша — уже четвертое поколение нашей семьи, которое попадает в плен. Надеюсь,
что на этом наша история с пленом закончится».
Президент
ответил:
«Слава Б-гу. Ваша семья имеет прямое
отношение к Великой Отечественной войне и к ее завершению, к Победе. Саша, я
поздравляю вас с тем, что вы воссоединились с семьей, с невестой».
Рав
Лазар сказал:
«Я вспоминаю нашу первую встречу по поводу
заложников в Газе, когда вы говорили: буду делать всё возможное. После этого я
сказал Лене, что теперь нам остаётся только молиться Всевышнему — и она
действительно много молилась. Она нашла веру, и она знала, что вы прилагаете
все усилия ради её сына, и в период её страданий ваша поддержка была
чрезвычайно важной».
3. Мишна ради души
Не
прошло и суток после того, как я распространил в общине таблицу изучения всех
трактатов Мишны ради возвышения души Гриши — как это принято в течение тридцати
дней со дня кончины — как таблица была заполнена. Более того, многие, кто не
успел записаться, огорчились и обратились к тем, кто взял на себя два трактата,
с просьбой уступить им один. Это выражает огромную любовь, которую питала
община к нашему Грише.
Ещё
полтора месяца он выполнял разные дела и обязанности, за которые он годами
отвечал в центральной синагоге «Марьина Роща». Его отсутствие особенно
чувствуется в простых, но важных вещах: когда нужны свечи, талиты, вино для
кидуша, стаканы для кофе, ключи от различных дверей, которые он всегда держал в
полном порядке. Даже возглас «Маарив!» на исходе Шабата, к которому многие дети
привыкли и были уверены, что без него Шабат не завершается. И в центре
социального обеспечения «Шаарей цедек», где он регулярно организовывал миньян и
давал дневной урок по Торе, его уход стал тяжёлым ударом для всех.
За
нашим семейным столом во вторую ночь Седера его отсутствие ощущалось особенно
остро. Гости с тоской вспоминали, как он каждый год во время «Шулхан орех»
выходил на несколько минут на лестничную площадку, чтобы выкурить сигарету
(разумеется, он всегда зажигал её от уже горящего огня), а после этого
возвращался и провозглашал «Лехаим!»
Хотя
Гриша не удостоился собственных детей, он любил детей синагоги и заботился о
них как о своих, и наши дети ощущали это на протяжении многих лет. Он тщательно
исполнял заповедь «И поведай сыну своему» в обе ночи Седера Песах, погружаясь в
воспоминания о том, что видел своими глазами, и мы все слушали, затаив дыхание,
даже если уже слышали часть этих историй. Потому что Гриша умел рассказывать.
Он умел погружать слушателей в атмосферу и рисовать перед нами образы героев
так, как будто они стояли прямо перед нашими глазами.
Многие
из этих рассказов касались войны с нацистами, поскольку его родители и семья
принимали в ней участие. И конечно же, истории о праведнике раби Хаиме Занвиле
из Рыбниц, любимом ребе Гриши. В одной из поездок в США на «Шабат слихот» он
доехал до города Монси, чтобы помолиться на могиле святого Рыбницкого ребе.
Фото недели: Именной чехол для мацы
Семь
лет назад, в честь 70-летия Гриши, мы от имени руководства Центральной синагоги
организовали фарбренген. После выступления р. Лазара мы вручили растроганному
имениннику почётный комплект для Седера. Впервые в жизни у него появился личный
матерчатый чехол для мацы, на котором было вышито его имя и слова
признательности. Шесть лет подряд этот комплект служил ему каждый Песах в нашем
доме, а в этом году он стоял одиноко… но пробуждал его рассказы и воспоминания.
Гриша
родился в 5708 (1948) году в городке Рыбниц в Молдове. Сохранение еврейского
духа в те годы у многих стало возможным благодаря светлой личности Рыбницкого
ребе. В Рыбнице тогда проживало около 21 тысячи евреев, примерно 70% населения
города – городок в годы войны оказался в так называемой Транснистрии, в зоне
румынской оккупации, и поэтому избежал массового истребления евреев.
Ребе
ежедневно окунался в Днестр, и совершал много погружений. Ребе шёл окунаться
даже в мороз, когда Днестр был покрыт льдом. Он выходил из воды совершенно
замёрзшим и посиневшим, но его это не заботило. Если по пути домой он встречал
что-то недостойное, он возвращался и повторял те же погружения снова. Мать
Гриши рассказывала ему, что ребе получил от румынских властей специальное
разрешение выходить за пределы еврейского гетто для окунаний.
Эта
самоотверженность в исполнении заповедей даже в тяжёлых условиях оставила в
юном Грише глубокий след, и, без сомнения, именно она спустя годы помогла ему
вернуться к своим истокам и стать главной опорой Центральной синагоги.
После
войны соблюдение еврейской традиции под коммунистической властью стало очень
сложным, однако Рыбницкий ребе не обращал на это внимания и продолжал служить
Творцу. Гриша в молодости помогал своему деду, который был служителем при ребе.
О чудесах, связанных с ребе, много рассказывали. Однажды группа местных
подростков, стоявших у реки, стала бросать камни в ребе, когда он окунался.
Выйдя из воды, ребе посмотрел на самого активного камнеметателя — и руки того
сковало параличом! Весь город был потрясён этим случаем.
Другой
потрясающий рассказ, который Гриша пересказывал мне не раз, был о том, как
однажды ребе попросил отвезти его в отдалённый посёлок, чтобы провести там
обрезание для еврейского ребёнка. Известно, что ребе был готов рисковать всем
ради заповеди обрезания и ехать куда угодно, чтобы ввести еврейских детей в
завет Авраѓама.
«Когда они проехали половину пути, водитель
взглянул на указатель уровня топлива и заметил, что бензин почти закончился. Он
сказал ребе, что нужно остановиться в ближайшем посёлке и заправиться, иначе
они не смогут продолжить путь. Но ребе, спешивший исполнить заповедь, ответил
водителю: “Нет, не останавливайся!” Водитель подчинился. Проехали ещё немного —
водитель снова видит, что бензин почти закончился. Но ребе опять сказал:
“Езжай, не надо заправляться!”. Так они и ехали, пока не добрались до того посёлка
— безо всякой заправки.
Когда
они приехали, ребе велел водителю не ждать его, а сразу возвращаться в Рыбницу
и добавил, что и на обратном пути ему не нужно заправляться. Водитель
благополучно доехал и пошел рассказать супруге ребе об этом чуде. А она
попросила его говорить тише — потому что ребе как раз отдыхает у себя в комнате».
Его
воспоминания не сотрутся из нашей памяти, а имя и образ Цви Ѓирша бен Исраэль,
нашего дорогого Гриши, навсегда останется запечатлённым в сердцах всех
посетителей Центральной синагоги.
Гут
шабес, гут йом тов
Шие
תגובות
הוסף רשומת תגובה